Конечно, на сегодняшний день много информации об аутизме и родители сопоставляют развитие своего ребенка с актуальной темой.

Понятна тревога родителей за здоровье своего ребенка и правильна их позиция обращения за помощью к специалистам.

Аутизм - особое нарушение психологического развития, проявляются трудностями коммуникативного общения и социального взаимодействия, наличием стереотипного поведения.

В наблюдении за ребенком с аутистическими чертами можно выделить основные черты:

- проблемы социализации: не замечают, когда родители уходят или возвращаются домой, не интересуются играми, где нужно взаимодействие; может сопротивляться, когда его обнимают, целуют, не тянет ручки, когда хотят взять на руки, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один.

- проблемы коммуникации: избегает взгляда, прямого зрительного контакта, часто пользуются руками родителя как инструментом для получения желаемого, нередко при большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения, или утрачивают появившиеся словарный запас.

- повторяющие движения: размахивания, похлопывания руками, вращения, выстраивание в ряд игрушек, других предметов, долгое наблюдение за выливающей из крана водой, как будто созерцает, иногда часами рассматривают свои руки, пальцы, различные мелкие детали одежды, страсть к включению и выключению света, самоукачивания и др.

- проблемы с моторикой: ребенок пассивно роняет вложенный в руку предмет, неуклюжесть или исключительное равновесие, ходьба на цыпочках, плохая координация, испытывают трудности в овладении бегом, прыжками.

- чувствительность к различным звукам, шуму, текстуре предметов, одежды, не любит новые впечатления. Так, ребенок может не выносить шума пылесоса, иногда даже шелеста бумаги, болезненно затыкая при этих звуках уши, и в то же время сам может часами вызывать ряд крайне неприятных звуков (царапать по стеклу, греметь крышками, скрипеть зубами и т. д.)

- сенсорные проблемы: не любит одеваться или летом настойчиво требует зимние вещи, не переносит запахи, может не обращать внимания и не вздрагивать от громких звуков, но при этом слышать нормальную речь. Дети кружатся, качаются, крутят головой, взмахивают руками, хлопают в ладоши, самоповреждения: бьется головой, кусает себя, не выказывая признаков боли, не проявляет особой реакции при ушибах, порезах.

- может нарушаться сон или он может быть непродолжителен.

-особенности речи: нередко при большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения, или утрачивают появившиеся словарный запас.

Если вы заметили эти или иные признаки у вашего ребенка, вызывающие тревогу, не откладывайте посещение специалистов в детских консультациях, психолого – медико-педагогической консультации (ПМПК), реабилитационных центров.

В зависимости от особенностей развития ребенка специалисты могут рекомендовать раннее интенсивное коррекционное воспитание и обучение в различных дошкольных и школьных учреждениях. При правильном уходе, коррекции раннего аутизма и поддержке родителей дети могут обучаться, работать и быть счастливыми.

Специалисты ПМПК оказывают консультативную помощь родителям детей с разными проблемами, и в том числе проблем аутистического спектра. В задачу ПМПК входит диагностика, консультация и рекомендации дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Зауре Атимова, педагог-психолог ПМПК

г. Павлодар

pavlodarnews.kz

Тэги: ПМПК, аутизм, дети, Павлодар