- Система электронного билетирования поможет бороться с теневой экономикой: мы увидим реальные доходы и затраты перевозчиков. К тому же это удобно, – сообщил аким города Ануар Кумпекеев. - Мы рассмотрели предложения от пяти разных компаний. Остановились на ВРС Kazakstan. Их главное преимущество - возможность оплачивать проезд банковской картой. Отдельную, как в Астане или Алматы, заводить не нужно.

По такой системе уже работают в Актау. Правда, пока только на одном маршруте.

- В Актау из аэропорта в город и обратно ездят четыре электробуса. Возят работников аэропорта и приезжих. Например, я прилетаю в Актау, у меня ещё нет тенге, я не успел обменять, но могу доехать на автобусе. Приложил банковскую карту, списалось 350 тенге, и я поехал в город. Это гораздо дешевле, чем на такси за 2500 тенге, - говорит Денис Михнев, технический директор компании ВРС Kazakstan.

В Павлодаре пилотный проект завершится через два месяца. Уже в сентябре валидаторы появятся во всех городских автобусах, трамваях и маршрутках.

При этом возможность оплаты наличными сохранится. Для этого у каждого кондуктора при себе будет переносной валидатор.

Работать это будет так: вы оплачиваете проезд наличными, кондуктор выдает вам билет, а вернее, чек из ручного валидатора, где указаны номер маршрута, время и дата. Билеты будут проверять контролеры. Кроме того, в салоне будет установлен стационарный валидатор. С его помощью можно будет оплатить проезд картой любого банка. Главное условие – карта должна быть с возможностью бесконтактной оплаты.

После того как с нее будет списана нужная сумма, вы получите уведомление в мобильном приложении или СМС. Оплатить можно будет и с помощью QR-кода.

- Возможность оплаты наличными мы решили оставить еще на полгода. Если население не примет этот вариант, будем продлевать, - отметил аким города Ануар Кумпекеев.

Что интересно, в маршрутках проезд тоже можно будет оплатить картой. Для этого будут использоваться мобильные валидаторы. По словам акима города, перевозчики не против такого варианта.

Необходимое оборудование закупят за счет городского бюджета. На эти цели выделено 150 миллионов тенге. Приобретенные за счет бюджета валидаторы планируют передать перевозчикам в аренду. Те в свою очередь будут ежемесячно перечислять фирме-разработчику системы по шесть процентов от полученного дохода. Кстати, в эту сумму уже включены банковские услуги.

После того как система заработает в полную силу, кондукторов хотят перевести на должность контролеров. 

- От кондукторов и наличных денег в перспективе уйти можно. От контролеров – нет. Люди все равно будут ездить зайцем, поэтому нужен контроль, - уверен Денис Михнев. - В дальнейшем, когда будет введена безчековая система, валидатор может быть переведен в режим проверки. Можно будет приложить любую карту, и он покажет, когда ею оплачивали проезд.

Как и раньше, выходить и заходить в автобус можно будет через любую дверь. Действующее законодательство не позволяет павлодарским перевозчикам пойти по пути российских городов, где уже действуют похожие системы электронного билетирования: запускать пассажиров через одну дверь, которая ближе к валидатору, а выпускать через другую - у нас нельзя. 

Важный момент. Социально уязвимым слоям населения, детям, инвалидам, безработным, которые пользуются правом льготного проезда, но при этом не имеют банковской карты, все-таки придется завести отдельную. Им их выдадут бесплатно. Получить карту можно будет в центре занятости, ЦОНе или в офисе Open Pavlodar. При этом пенсионерам, по словам акима города, со временем нужно будет научиться оплачивать проезд картой.

- Когда мы полностью перейдем на безналичную систему оплаты проезда, пенсионеры будут ездить по своим банковским картам. Сейчас у нас 55 тысяч пенсионеров, и все они получают пенсию на карты, - подчеркнул Ануар Кумпекеев.

Чтобы стимулировать людей переходить на безналичный расчет, рассматривается возможность введения дифференцированного тарифа. То есть в будущем проезд для тех, кто захочет расплатиться в автобусе или в трамвае наличными, будет стоить вдвое дороже. Сейчас в областных центрах это запрещено законом. Однако законопроект уже находится на рассмотрении в Парламенте.

Напомним, что в Павлодаре ближайшие два месяца система электронного билетирования будет действовать в пилотном режиме и только на двух маршрутах. Оплатить проезд с помощью QR-кода в это время будет нельзя. Либо наличные, либо банковская карта. На всех остальных маршрутах все останется без изменений.

Наталья Зинченко
Фото автора

pavlodarnews.kz

Тэги: общество, Павлодар, Павлодарская область

Похожие материалы: