Иртыш берёт своё начало в горах Монгольского Алтая на территории КНР под названием Чёрный Иртыш (Кара Ертис). Там у них, в Китае, он называется Эрцисыхэ, и длина их Иртыша всего 525 километров. Название реки Иртыш в русской транскрипции трансформировалось из тюркского (казахского) слова «Ертис», а это в свою очередь — из монгольского слова «Эрцыс» (в переводе на русский язык — «землерой»). Народ в своё время правильно подметил особенности этой реки подмывать берега, рыть землю волной и течением и таким образом менять русло, образовывать протоки, острова и не только. По территории Омской и Тюменской областей Российской Федерации Иртыш протекает через лесостепи и сибирскую тайгу на протяжении 2010 км. Здесь течение реки спокойнее, чем в верховьях и в среднем течении. В Иртыш впадает 84 больших и малых притоков, наиболее крупных из них — 20. Это Кальжир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, Кызылсу, Чар, Чаган (Шаган), Усолка, Омь, Тара, Камышловка, Вагай, Конда, Ишим (Есиль), Уй, Шиш, Оша, Тобол (Табыл). Характерная особенность заключается в том, что большинство притоков находится в верхнем и нижнем течении Иртыша. В среднем же течении Иртыш не принимает сколь значительных притоков, кроме маловодной степной речушки Усолка в районе Павлодара, питающейся подземными водами.

…До XVII века на Иртыше не было речного судоходства. Степные кочевые племена и таёжные охотники пользовались только вёсельными лодками. Для плавания применялись также плоты. Появление на Иртыше ермаковских стругов и кочей в конце XVI века и первой пристани в Тобольске дало толчок развитию непарового судоходства на Иртыше в больших масштабах. С 1613 года ежегодно ходили «по соль к Ямыш-озеру» по Иртышу большие плоскодонные лодки, которые стали называться дощаниками, потому что они делались из досок, а не выдалбливались из дерева, как челны. Это были первые суда на Иртыше. Они были длиной от десяти до двадцати метров и шириной три-четыре метра, водоизмещением от семи до двухсот тонн. Дощаники представляли собой большие лодки с палубой и даже навесом, с одной мачтой и парусом; имелись вёсла и руль на корме. Вот такие дощаники на протяжение почти 200 лет бороздили воды Иртыша. В 1715 году экспедиция И. Бухгольца из Тобольска к Ямыш-озеру плыла на 27 дощаниках и лодках. Это был целый флот на Иртыше. На реке также плавали большие лодки – кочи, в основном в таёжной части Прииртышья. С начала XIX века на Иртыше стал постепенно внедряться новый тип судов – коноводки. Это были большие деревянные барки с палубой и надстройками. Суть таких судов состояла в том, что они передвигались по воде вверх по Иртышу с помощью конной тяги. На палубе был ворот, который вращался по кругу с помощью лошадей. Средством передвижения был якорный канат, который забрасывали в воду впереди судна метров на 50-100. Затем лошади вращали ворот на судне и наматывали канат на ворот – так продвигались суда. Это был способ хлопотливый и малоэффективный, затрачивалось много времени и сил, чтобы продвинуться вперёд. Потом на коноводки стали ставить вёсла и паруса. Так продолжалось до середины пятидесятых годов XIX века.

Появление судов на паровой тяге, которые в народе были названы пароходами, определило дальнейшую судьбу речного и морского судоходства. В России первый пароход появился на Неве в 1815 году, в газете «Сын Отечества он был назван «стимботом». Первым, кто назвал паровое судно «пароходом», в 1815 году был морской офицер (впоследствии – адмирал) Рикорд. С тех пор это слово получило всеобщее признание в русском языке. На сибирских реках первые пароходы стали появляться в пятидесятых годах XIX века. В 1854 году в Тюмени был построен первый сибирский пароход «Основа», который плавал между Тюменью и Тобольском. С 1860 года начинается плавание пароходов до Омска. В 1861 году в Павлодар пришёл первый пароход «Ура» купца Беренса мощностью 20 лошадиных сил за коряковской солью. В следующем году другой пароход дошёл до Семипалатинска. Постепенно пароходы вытеснили коноводки и паузки; на смену им пришли буксирные баржи, баркасы, маломерные и низкосидящие в воде паузки и гусянки. До конца века по Иртышу уже плавало более 50 пароходов разной модификации: из них 16 пароходов товарищества «Игнатов и Курбатов», шесть пароходов товарищества «Широков и Ко», десять пароходов «Общества Корнилова», восемь пароходов Богословских заводов Урала, несколько пароходов «Плотникова и сыновей», «Поклевского–Козелл» и других. С 1880 года внедряется почтово-пассажирское сообщение по Иртышу. В Павлодаре оборудуется первая пассажирская пристань с дебаркадером, постепенно в городе возникло несколько грузовых пристаней (соляная, зерновая, торговая и другие). На базе зимовок судов и пароходов в городах возникли затоны и судомастерские. В первой половине ХХ века по Иртышу плавали уже более крупные пассажирские однопалубные и двухпалубные пароходы типа «Нор-Зайсан», «Европа», «Оплотъ», «Азия», «Отецъ» и другие. Появилось много буксирных пароходов для перевозки грузов в больших баржах. В 1932 году создано Верхне-Иртышское речное пароходство в Семипалатинске, там же было открыто речное училище. После Великой Отечественной войны пароходы стали уступать место теплоходам, судам, работающим не на угле и дровах, а на дизельном топливе и мазуте. Пассажирский флот на Иртыше тоже обновился – в шестидесятых годах появились суда на подводных крыльях типа «Ракета» и «Метеор», речные трамваи для пригородных сообщений. С 1965 года в Павлодаре работает грузовой порт, с 1969 – речной вокзал. От речвокзала уходили пассажирские суда в Омск, Семипалатинск и Ермак. В наши дни несколько уменьшился поток судов на Иртыше, зато много появилось маломерных судов – катеров, моторных лодок, небольших грузовых теплоходов. Судоходство на Иртыше набирает новые обороты после столь длительного застоя.

 

По материалам статьи Эрнеста СОКОЛКИНА, историка-краеведа, члена Павлодарского Дома географии


pavlodarnews.kz