Следует отметить, что целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущения нарушений законодательства.

Так, с момента внедрения камерального контроля:

- уменьшилась административная нагрузка на объекты, так как проверки осуществляются без выхода на объект аудита;

- в случае самостоятельного и своевременного исполнения уведомления (10 раб.дней) должностные лица освобождаются от административной ответственности.

Таким образом, более чем по 1 384 фактам(2016 год – 722, 2017 год – 662)должностные лица освобождены от административной ответственности, в суммовом выражении более 157,0 млн. тенге.

В рамках камерального контроля в 2017 году охвачено 17 197 лотов на общую сумму более 244 млрд. тенге, по итогам которого выявлены нарушения по 1 516 лотам или в каждой 10-ой закупке на общую сумму в 16,2 млрд. тенге.

(За 2016 год просмотрено 7 642 лота на общую сумму 97 000, млн.тенге, где установлены нарушения по 2000 лотам или в каждой 4-ой закупке на общую сумму 29 000 млн.тенге)

В общей сложности по итогам камерального контроля внесено более 1100 уведомлений (2016 год - 1248 уведомлений).

В целом наблюдается положительный эффект камерального контроля, при этом следует отметить наличие жалоб организаторов на несвоевременноеисполнение бюджета, связанные с отменой государственных закупок, а такжеприостановлением расходных операций по кодам и счетам объектов.

Так, если в 2016 году вынесено 7 распоряжении (ЖКХ,ПТ и АД г.Павлодара, Отдел строительства г.Павлодара,ЖКХ,ПТ и АД Успенский район, Павлодарский районный дом культуры, Отдел финансов Павлодарского района, Ольгинская, Заринская СОШ Павлодарского района)о приостановлении расходных операции по кодам и счетам объектов государственного аудита, то в 2017 году распоряжении о приостановлении расходных операции по кодам и счетам объектов государственного аудита уже не выносились.

Таким образом, складывается положительная динамика по самостоятельному и своевременному исполнению уведомлении.

Вместе с тем, необходимо акцентировать внимание организаторов государственных закупок на то, что законодательством предусмотрен предварительный годовой план государственных закупок, который позволяет заранее запланировать и начать процедуры государственных закупок. Данной нормой необходимо в первую очередь пользоваться при проведении наиболее значимых государственных закупок, связанных с социальной и сезонной составляющей.

При этом, нельзя не отметить наличие возможных злоупотреблений и коррупционных рисков, связанных с камеральным контролем.
Так, в апреле месяце текущего года камеральным контролем охвачен конкурс«Устройство брусчатки на улицах города Экибастуз»по 3 лотам на сумму 83,4 млн. тенге, проведенный ЖКХ,ПТ и АД г.Экибастуза, по результатам котороговыявлены нарушения в части необоснованного допуска победителя государственной закупки(Конкурсная комиссия в одном лоте отклоняет, а в другом допускается одну и туже конкурсную заявку потенциального поставщика)
Департаментом направлено уведомление на устранение нарушений, которое впоследствии обжаловано в ЦА (КВГА), при этом доводы объекта аудита не поддержаны.

Учитывая данные обстоятельства материалы переданы в РГУ «Департамент агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции».

По итогам рассмотрения материалов Советом по этике к дисциплинарной ответственности привлечены два должностных лица(заместитель руководителя, главный специалист), при этом руководитель объекта успел уволиться по собственному желанию до рассмотрения материалов.

Полагаем необходимо отметить, что данный вид контроля показал себя как эффективный превентивный механизмом по предотвращению нарушений, Департаментом данная работа будет продолжаться. В перспективе, по мере развития информационных систем, а именно создания облачной бухгалтерии планируется расширение сферы камерального контроля и электронного государственного аудита в целом.

Отдел аудита государственных закупок
Департамента внутреннего государственного аудита
по Павлодарской области КВГА МФ РК.

 

pavlodarnews.kz