Химическую «Карту пиратов» составили павлодарские студенты

Химическую «Карту пиратов» составили павлодарские студенты
Иллюстрация Ai

Игровые технологии помогают им лучше усваивать пройденный материал. Кто превращает учёбу в квест – в материале корреспондента @Pavlodarnews.kz.

Татьяна Гаврилюк пришла в химико-механический колледж с опытом работы в научно-практическом центре экспертизы и сертификации «Иртыш-Стандарт», где проводила лабораторные исследования, сертифицировала и декларировала продукцию Таможенного союза, работала с системой менеджмента качества. 

– Еще в школе, а затем в университете любила объяснять сокурсникам темы, которые хорошо поняла, – рассказала Татьяна. – Коллеги в «Иртыш-Стандарте» рекомендовали попробовать себя в педагогике. 

Испытывая интерес к профессии, в которой всю свою жизнь проработала и её бабушка, в 2019 году Татьяна Гаврилюк трудоустроилась в химико-механический колледж. Теперь она преподаёт специальные дисциплины и занимает должность заведующей практикой. 

– Молодежь сейчас просто замечательная, в большинстве своем хорошо воспитана и готова к получению знаний, – уверена наша собеседница. – Из-за избытка информации им сложнее концентрировать свое внимание на долгое время. Нынешнее поколение больше не воспринимает авторитарный подход в преподавании, оно учится и слушает, если точно поймёт, что это пригодится. 

На помощь педагогу пришли практикоориентированные задания. Татьяна Гаврилюк каждую новую тему подкрепляет конкретными лабораторными опытами. 

– В практике стараюсь мотивировать ребят конкретными задачами, которые они смогут выполнять в профессии, если изучат тему, – пояснила педагог. – Иногда мы ищем эти задачи все вместе, иногда они это делают самостоятельно. 

Программы практикумов в колледже выстроили так, чтобы анализировать конкретное сырье и продукцию социальных партнеров учреждения – боксит и глинозем АО «Алюминий Казахстана».

Так, будущие лаборанты еще в колледже учатся делать часть анализов, которые им придется проводить на этом предприятии в будущем. Помогают в обучении игровые технологии.

– Недавно мы сделали большую химическую «Карту пиратов», где спрятали загадки про химическую посуду. Её нужно было найти в лаборатории и оттуда достать вопрос по технике безопасности. Подобный формат помогает лучше запомнить сразу две темы, – вспоминает собеседница.

Разнообразные методы преподавания дают свои результаты при подготовке студентов к региональным и республиканским WorldSkills, где павлодарские студенты завоевывают призовые места. 

– Мне кажется, чемпионаты очень круто прокачивают soft и hard skills студентов-конкурсантов и педагогов, которые их готовят и выступают в роли экспертов-компатритов, – считает Татьяна Гаврилюк.

По её мнению, студенты обретают уверенность в практических навыках, выдержку при конкуренции и психологическом стрессе, а педагоги подсвечивает интересные моменты – как лучше объяснить студентам тему, придумывают новые стратегии для победы.

– Мне с командой студентов посчастливилось участвовать в проекте от Kazenergy совместно с компанией Shell, – рассказала педагог. – 43 казахстанские команды презентовали свои проекты в одном из направлений. Они должны были быть целесообразными, рентабельными, окупаемыми, а главное – приносить пользу обществу или предприятиям. 

Павлодарцы выбрали направление модернизации химических производств и предоставили проект по замене существующих способов очистки гипохлоритом натрия на сернокислотную очистку, что уменьшило бы вред для окружающей среды.

Видеорезюме и экономический расчет привели студентов химико-механического колледжа на пьедестал почета. Они заняли третье место и в течение года получали именную стипендию от организаторов.

Сама Татьяна Гаврилюк завершила 2024 год победой на ежегодном республиканском конкурсе среди преподавателей ТиПО по нефтегазовой отрасли, организованный Атырауским Высшим колледжем APEC PetroTechnic. Здесь девушке тоже помог опыт работы в «Иртыш-стандарт».

Набрав проходной балл в онлайн-тестировании, она прошла в практический тур, где за два часа собрала лабораторную установку, приготовила растворы и реактивы, провела опыт и подготовила полный отчет.

Татьяна Гаврилюк считает победу студентов дороже своей собственной. Это помогает ей идти дальше. 

– Иногда я учу новому своих студентов, а чаще они меня. Занимаясь профориентацией для школьников, искренне советую выбирать технические профессии нашего колледжа тем, кто видит себя в технологии, – рекомендует девушка. – Такой выбор гарантирует стабильную работу, мы помогаем нашим студентам найти ее уже на практике, начиная с третьего курса.

Как рассказали в управлении образования области, кроме Татьяны Гаврилюк, места на республиканском конкурсе заняли еще шесть педагогов различных павлодарских колледжей. Еще столько же получили медальоны «За профессионализм».

Фото предоставлено Татьяной Гаврилюк