Камни тысячелетия: археологи раскрывают тайны Павлодарского Прииртышья

Камни тысячелетия: археологи раскрывают тайны Павлодарского Прииртышья
Фото: Константина Шелкова

Корреспондент @Pavlodarnews.kz погрузился в древнюю историю уникальных памятников прошлого.

Как рассказал участник проекта «Уютный вечер» Павлодарского Дома географии, историк-краевед, археолог Виктор Мерц, в районе села Аккулы находится одно из самых уникальных и, возможно, древнейших археологических мест.

– Участок представляет собой двадцатиметровую береговую террасу, активно размываемую рекой. Терраса состоит из неогеновых глин, возраст которых достигает 1,5-2 миллионов лет. Именно на поверхности этих глин находят кости древних животных и примитивные каменные орудия, созданные первыми людьми, – повествует историк. – Одно из таких орудий – пикообразное изделие с острым углом, которым древние люди разбивали кости, чтобы добыть костный мозг. Эти артефакты считаются одними из древнейших в Казахстане. 

По его признанию, изучение подобного памятника сопряжено с рядом сложностей. Главная из них – установление точного возраста находок.

– Терраса многократно перемывалась, многие артефакты залегают во вторичных отложениях, а нам надо обнаружить место первоначального залегания, – поясняет археолог. – Существует и другая проблема: есть ряд специалистов, которые стараются оспорить искусственное происхождение найденных предметов. 

Действительно, в потоках воды галька может случайно принять форму, напоминающую орудие. Однако исследователи подчёркивают: в найденных камнях прослеживается чёткая система обработки.

– В результате многолетней работы была собрана обширная коллекция артефактов, и находки продолжаются, несмотря на все трудности.

В течение многих лет палеолит в Прииртышье не изучался: считалось, что во времена последнего оледенения (20-25 тысяч лет назад – период мамонтовой фауны) люди не могли жить в зоне ледника.

– Но сейчас наука шагнула далеко вперед, доказывая, что люди жили значительно севернее – вплоть до нынешнего Ханты-Мансийска в верхнем палеолите. 

Вторым значимым памятником каменного века является многослойная стоянка на первой надпойменной террасе левого берега реки Шидерты.

– Уникальность в том, что этот памятник отражает историю последних 6-7 тысяч лет каменного века с рубежа палеолита до энеолита. В Северном Казахстане такие памятники изучались, но всегда оставалась проблема их датировки. Эта находка расставила всё на свои места. 

Стратиграфия стоянки показывает чередование культурно-хронологических маркеров погребённых почв, указывающих на климатические изменения. Это позволило сделать относительную датировку.

– Мы знаем, что восемь тысяч лет назад начался Атлантический период потепления и увлажнения – на это указывает слой гумуса. Далее интервал сухого и прохладного климата, и снова увлажнения. При этом в каждом слое есть остатки материальной культуры – каменные орудия. Их извлекли и сравнили, разработав периодизацию голоценовых археологических комплексов: мезолита, неолита до эпохи ранней бронзы. 

Благодаря этим исследованиям была выделена новая археологическая культура – Шебертинская.

– Археологи нашли образцы первобытного искусства – галечные и кремниевые скульптуры. Одна из фигурок, напоминающая быка, изготовлена примерно 8000 лет назад. Аналогичные изображения быков – символов плодородия – лепили из глины на Ближнем Востоке, на юге Туркмении, в Турции. Это даёт основание утверждать, что Древний мир был глобален, средства коммуникации были интуитивного порядка, и культурные связи между регионами существовали уже в каменном веке. Казахстан в этой системе не был периферией, а наоборот, занимал важное место в общем культурном и историческом пространстве Древнего мира.

Виктор Мерц подчеркнул, что в русле реки Шидерты находят много обломочного материала самых невероятных форм и антропоморфные и зооморфные фигурки.

– Окатыши, плиточки и галечки в форме водоплавающих птиц, змей и других животных. Духовная жизнь у древних людей процветала. Суглинистая почва стоянки дает основание полагать, что подобные камни не могли появиться здесь по большой воде, их принесли люди. 

На стоянке были найдены участки с плотным скоплением таких поделок, некоторые из которых раскалывались – возможно, в процессе ритуальных действий. Там же обнаружен уникальный артефакт: каменная мотыга с боковыми выемками – один из древнейших известных образцов этого типа орудия в регионе, датируемый VIII тысячелетием до н.э. 

– Ранее подобные находки связывали с так называемой Красовской культурой, выделенной археологом Аланом Медоевым, однако современные исследования и накопленные знания демонстрируют её гораздо более широкое и длительное распространение.

Недалеко от озера Барлы в районе Аккулы было открыто ещё одно ключевое поселение – Барлы, относящееся ко второй половине V тысячелетия до н.э. Здесь найдено множество артефактов: костей древних лошадей, подвесок, керамики с орнаментами, схожими с Боборыкинской культурой восточного Приуралья.

9 мая 2023 года Виктор Мерц называет днем археологической победы. В ходе разведки он обнаружил еще одно поселение, относящееся к культурной традиции – Барлы-4. Открытие сопровождалось находками костей, кремнёвых артефактов и керамики прямо на поверхности, что позволяет надеяться на хорошую сохранность будущих раскопок.

В горах Калмак-Курган в 2019-2020 годах павлодарские археологи обнаружили три местонахождения наскальных рисунков, выполненных охрой. География этих находок постепенно расширяется. Например, известен камень «Конская голова» с антропоморфными изображениями, предположительно относящимися к эпохе бронзы, хотя существуют и версии о неолитическом происхождении.

Уникальным памятником в районе Экибастуза является также урочище Ак-Бидаик, где в 1990 году были найдены наскальные изображения быков и лошадей, наложенные друг на друга, ранее скрытые под слоем песка и лишайников. Эти сцены датируются эпохой энеолита. Памятник частично разрушен заготовителями камня в 50-х годах прошлого столетия.

– Есть ещё один значимый объект – Олентинские писаницы, обнаруженные в 1972 году. Их нашел экибастузский геолог-любитель Олег Моуль. Центральная сцена изображает человека с жезлом в руке, окружённого различными животными. Фигура выполнена в пол-оборота – так, как на египетских барельефах. Видимо, стили и художественные приёмы в древности могли распространяться на большие расстояния.

Есть в нашем регионе и курганные группы, земляные и каменные, такие как Буркутты-9 в Баянаульском районе, курганы с «усами», связанные с солнечным культом, стелы. В большинство курганов проникали еще современники погребенных.

– Древние люди, может, и обладали рядом предрассудков, но не забывали и про прагматизм – умерший уже попользовался вещами, ему уже не надо. Между тем, сейчас ученых более интересуют не золотые изделия, что положили в погребение, а иное – курганы могут дать ценнейший генетический и культурный материал для дальнейших исследований. 

Особого внимания заслуживают «Оленные камни» на озере Торайгыр – редчайшая в Казахстане ритуальная стела с изображениями летящих скифских оленей. Несмотря на повреждения, это один из самых выразительных образцов сакского искусства.

Археолог отмечает, что пока слабо изучено погребальное наследие ранних тюрков – все находки случайны.

– Обычно художники того времени изображали всадников и делали каменные антропоморфные изваяния в виде мужских фигур с оружием. Центральный образ – тюркский бог войны Эрлих, – рассказывает Виктор Мерц. – Однако через несколько столетий, уже в кыпчакское время, культовые идеалы меняются: на первое место выходит женское божество Умай – степная «Мадонна», богиня плодородия и материнства. Её образы находят в виде скульптур, нередко в окружении «помощниц». 

Всего подобных изваяний по области насчитывается около 40. 

С XIV века начинается интенсивное проникновение ислама в Северный Казахстан. К этому периоду относится мавзолей в Майском районе, известный как «Калбасунская башня», украшенный изразцами.

– Уникальный артефакт – надгробная стела, найденная у села Бозша. Она выполнена из западноказахстанского ракушечника и имеет форму, характерную для аргынов. Вероятно, она была доставлена сюда в XIX веке, что свидетельствует о существовании устойчивых связей между регионами Казахстана даже в доиндустриальное время. 

Эти находки показывают, насколько богато и разнообразно наследие первобытного искусства. Новые открытия позволяют глубже понять уникальное культурное наследие древних памятников. Каждый из них добавляет штрих к мозаике истории Павлодарского региона.