По волнам: сможет ли Павлодар стать вторым Чикаго

По волнам: сможет ли Павлодар стать вторым Чикаго
Фото Константина Шелкова

Транспортный потенциал Иртыша заинтересовал Правительство Казахстана, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Планируется, что новый транспортный маршрут соединит Россию и Китай. Также в районе поселка Тугыл построят порт и проложат железную дорогу до границы с Китаем на участке Тугыл – Майкапчагай протяженностью 99 километров. Также планируется строительство судоходного шлюза в районе Семея. Наличие подобных планов подтвердил министр транспорта РК Марат Карабаев во время рабочей поездки в Павлодарскую область.

– Это положительно отразится на судоходстве по Иртышу. Мы хотим, чтобы водный транспорт соединил КНР и Россию. По нашей оценке, мы можем уловить плюс 2,5 миллиона тонн грузов, доставляемых водным транспортом, – сказал министр. 

Руководитель отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Инна Бейм в ответ на запрос Pavlodarnews.kz сообщила, что для углубления дна и улучшения судоходных условий на Иртыше на его протяжении в Павлодарской области специалисты проводят дноуглубительные работы.

– Проектно-изыскательские работы на участке Майтубек – Павлодар – перекат Нижний Алексеевский (граница РФ) в навигации 2023 года начались 1 мая и закончились 29 октября. За этот период исследованы 37 перекатов, и составлены планы съемок. Общая протяженность русловых съемок составила 160 километров. По результатам проектно-изыскательских работ проведены дноуглубительные работы на 21 участке, где образовались наносы песка. На участке Майтубек – Павлодар дноуглубление выполнено на шести перекатах. Объем работ составил 507 кубических километров. На участке Павлодар – перекат Нижний Алексеевский произведены дноуглубительные работы на 15 перекатах, – перечислили в ведомстве.

В регионе три предприятия перевозят грузы по Иртышу – АО «Павлодарский речной порт», ТОО «Геодезия и картография» и ООО «Гидротрансервис». В сфере речного транспорта пассажирских перевозок нет.

С каждым годом увеличивается грузооборот с соседней Российской Федерацией по перевозке щебня, зерна и угля. За 2023 год объем грузоперевозок речным транспортом составил 1,65 миллиона тонн, в том числе между Казахстаном и Россией – 279 тысяч тонн. В соседнее государство доставляли щебень, лес, песок. В 2022 году показатель находился на уровне 245 тысяч тонн. В перспективе в Казахстане планируют довести объем грузоперевозок по реке до 4,6 миллиона тонн.

Напомним, проблема развития судоходства по Иртышу поднимается не впервые. В марте 2019 года во время официального визита делегации из Омской области руководство Павлодарской области обращало особое внимание на необходимость расширения судоходства.

По информации специалистов, в 50-60-е годы доля грузопотока по Иртышу была до трёх миллионов тонн, пассажиропотока – до 2,5 миллиона человек ежегодно. С конца 80-х показатели пошли на убыль. Причин несколько: разрыв транспортно-логистических связей при распаде СССР, бесконтрольное изъятие песка и песчано-гравийной смеси из русла реки. Это привело к просадке русла, из-за чего уровень воды в Иртыше в районе Павлодара опустился до полутора метров.

В свое время оборудование для строительства одного из крупнейших мясокомбинатов СССР – Семипалатинского – доставлялось из Чикаго через Северный Ледовитый океан по Иртышу. Интересно, что этот американский город, несмотря на свою континентальную расположенность, благодаря одноименной реке и озеру Мичиган имеет выход в мировой океан. Именно это условие способствовало его становлению как одного из мощнейших культурно-экономических центров США.