Гендерно нейтральная труба: как павлодарка ломает стереотип в джазе

Чтобы выходить на сцену и добиваться признания, девушкам уже не нужно одеваться в мужские костюмы. Однако мужчины в джазе всё ещё занимают лидирующие позиции, а ритм-секции по-прежнему менее популярны у девушек, чем позиция фронтмена. И хотя инструменталистки из-за неравных соотношений воспринимаются как нечто исключительное, они стараются такое положение исправить.
Корреспондент @Pavlodarnews.kz познакомился с музыкантом джазового оркестра областной филармонии имени Исы Байзакова Мариной Фаустовой, и узнал, чем был наполнен её путь к джазу.
Любовь к джазу с первой пластинки
Ещё в детстве Марина любила слушать пластинки с записями джазовых оркестров, которые ставил её дедушка. Уже в пять лет она знала, что такое синкопы и форшлаг, а в восемь записалась в детский духовой оркестр, где ей вручили трубу. С этого момента и начался её путь как музыканта.
Основы исполнительского мастерства в девушку заложили мастера Валентин Шаврин и Анатолий Оноприенко. В 14 лет девушка поступила в класс трубы джазового отделения музыкального колледжа, и её образованием занялись преподаватели Виктор Шейкин и Александр Седых.
– Виктор Тимофеевич проводил у нас очень крутые классы ансамбля, а оркестр под его руководством был просто чем-то фантастическим. Мне никогда не хотелось пропускать занятия, так как именно в оркестре я получила бесценный опыт, – говорит собеседница.
Окончив музыкальный колледж, Марина поступила в казахскую национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова в Алматы. После обучения девушка вернулась в Павлодар и вошла в состав джазового оркестра под руководством бывшего учителя – Виктора Шейкина.
– Работать с Виктором Шейкиным – большая честь, ведь он вдохновляет и ведёт оркестр к новым вершинам, – призналась инструменталистка.
В оркестре Марина Фаустова исполняет партию третьей трубы. В репертуаре у музыканта есть любимые произведения – «Чилийский перчик», «Солёные орешки» и «Джазовую полицию».
Джазовая семья: барабаны и труба
Марина – не только отличный музыкант, но и счастливая жена и мама. Её супруг Александр Андрющенко – барабанщик оркестра. Музыкальную часть себя пара переносит и в семейную жизнь: дети растут в творческой атмосфере, дома у них есть укулеле, перкуссия, барабанная установка, баяны. Каждый вечер проходят импровизированные концерты, где все поют, играют на разных инструментах, а иногда даже раздают билеты на собственные выступления.
– Мы с детьми часто участвуем в областных музыкальных конкурсах в школе, саду, и всегда берём первые места или Гран-при! Несмотря на то, что двое старших детей – каратисты, музыкального таланта у них не отнять. А младшая мечтает работать на трубе, как мама, – рассказывает Марина.
Труба – «мужской» инструмент?
Труба считается сложным инструментом, требующим большой физической выносливости и техники, поэтому её часто называют «мужской». Однако Марина и её коллеги-девушки доказали, что в музыке главное — талант, усердие и любовь к делу. Девушки, играющие в оркестре, также полностью отдают себя джазу.
– Все твердят: труба – это мужской инструмент, так как он очень сложный. Сложно извлекать звук, диапазон, нужна огромная выдержка и не один год ежедневных занятий. Всё это мы смогли преодолеть без разговоров о том, как нам тяжело, – подчеркнула девушка.
Тем, кто мечтает освоить игру на трубе, но боится трудностей, Марина посоветовала не сдаваться.
– Нет ничего невозможного! Главное — желание, упорство и страсть к музыке, – уверена инструменталистка.
В оркестре играет более двух десятков музыкантов. Среди них три трубачки и одна пианистка – редкое явление для джазового оркестра.
Примером женщины, по-настоящему живущей музыкой, Марина Фаустова назвала Евгению Шейкину, супругу её наставника. Её считают талисманом коллектива, она поддерживает музыкантов на каждом концерте. Примечательно, что среди её учеников – одни из лучших джазовых пианистов.
Фото из архива Марины Фаустовой