Как цифровизация поможет сдержать рост цен на продукты
Эксперт пояснил, почему овощи в Алматы оказались дороже, чем в Питере, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz со ссылкой на Taspanews.kz.
На днях сразу в ряде городов Казахстана прошла информация о резком удорожании нескольких товаров первой необходимости, которые входят в перечень социально значимых. Самым чувствительными к колебаниям цен, как правило, оказываются овощи. В этот раз выросла цена на картофель и капусту – те самые продукты, благодаря которым выживают казахстанцы с самым низким достатком. В социальных сетях идет бурное обсуждение темы, что овощи в Санкт-Петербурге оказались дешевле, чем в Алматы, что является нонсенсом. Почему это происходит, объяснил Аскер Башеев, гендиректор «BenchMark Consulting». Он уверен, что именно цифровизация продуктового рынка страны позволит сделать систему ценообразования более прозрачной, повысить конкуренцию и решить еще целый ряд важных вопросов.
Электронная торговля поднимет конкуренцию
Сегодня в стране работает 751 рынок. Отрасль представлена сотней мелких базарчиков с количеством торговцев от 200 человек и крупными, где трудятся до 10 тысяч человек. Всех этих людей можно объединить в национальной товаропроводящей системе, считает эксперт.
– Оффлайн-торговля уже сегодня упала на 50 процентов, и этот процесс неминуемо будет продолжаться. Все больше людей предпочитают заказывать продукты, а не ездить, тратя время на покупки. Но многие, кто сегодня уже пользуются онлайн-сервисами, знают, что нет гарантии, что привезут качественный товар. Выбор на электронных площадках ограниченный. И покупатель берет то, что ему предлагают, огромное количество торговцев остаются за бортом электронных площадок, – говорит Аскер Башеев.
На самом деле речь идет о трех крупных игроках, которые работают на «электронном» продуктовом рынке Казахстана. Не секрет, что попасть на эти площадки можно на определенных условиях. Не все фермеры готовы с ними согласиться. По некоторым данным, в цене товаров, которые реализуют через популярные площадки, сидит от 20 процентов за онлайн-услуги, в результате торговцы либо повышают стоимость товаров на равнозначную сумму, либо вынуждены урезать свои доходы, что ставит мелких производителей на грань разорения.
– Мы говорим о создании такой системы, где может участвовать любой торговец. На цифровой платформе BMC Sales каждый базар способен стать маркетплейсом, сегодня это реально сделать. На такой электронной площадке можно будет легко размещать товары, быстро находить необходимый продукт. При этом будут видны все цены, можно сравнивать, выбирать. Это создаст здоровую конкуренцию. Базары – это демократичная система, и она должна принести на электронные площадки этот дух соперничества по цене и качеству. В результате выигрывает потребитель. Также это дает стимул торговцам улучшать сервис, работать над услугами, – считает эксперт.
Перекупщики умерят аппетиты, цены станут более адекватными
Самый острый вопрос, который тревожит потребителя, – как цифровизация может повлиять на сдерживание роста цен на самих базарах. Ведь, к сожалению, ситуация такова, что дешевый продукт становится все сложнее найти даже на рынке. В социальных сетях гуляет ролик, где блогер сравнивает цены на овощи в Санкт-Петербурге и Алматы не в пользу последнего, что вызвало волну возмущения. Сегодня торговцы, которые стоят на базаре, закладывают, по словам нашего эксперта, в среднем около 15 процентов в цену товара за аренду. В процессе цифровизации базаров изменится сам смысл торговых точек, они превратятся в шоу-румы, где покупатель может посмотреть и пощупать товар.