От качества воздуха в классе до плодородия почв: что волнует школьников Павлодара

От качества воздуха в классе до плодородия почв: что волнует школьников Павлодара
Фото: Константина Шелкова

Свои исследования представили восемь маленьких ученых школы №11, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz  

Проектный менеджер Qazaq Geography Жанасая Бейсенова рассказала, что формирование «зелёной школы» через продвижение экологического образа жизни среди подрастающего поколения ведется с марта.

– Важной частью проекта стало предоставление демонстрационных учебных приборов, предназначенных для практических уроков по экологии и смежным дисциплинам, – пояснила специалист. – С использованием этого оборудования ученики выполняли исследования и сегодня представили свои работы. 

Второклассники Карина Бубнова и Александр Синицкий вместе с педагогом задались целью выяснить качество воздуха в классных комнатах во время уроков и факторы, влияющие на эти изменения.

– Мы изучали информацию о приборе, который показывает три параметра – наличие пыли в воздухе, влажность и температуру, и вели дневник наблюдений «Учёт параметров воздуха в классе», – рассказала Карина. – Класс участвует в проекте ежедневно. 

Дети с интересном выясняли, как изменяется состав воздуха в классе, в коридоре, столовой, на улице, проводили сравнительный анализ в течение дня, а также внесли предложения по созданию благоприятного микроклимата в классе. 

– По итогам наблюдений сделали выводы. Влажность воздуха в классе после полива комнатных растений, а также без проветривания повышается. Датчик пыли показывает, что во время урока уровень пыли практически равен нулю, а во время перемены возрастает до 4-5 процентов, так как дети активно двигаются, и пыль поднимается в воздух, – поделилась информацией школьница. – Температура воздуха с первого по шестой урок повышается на 2-3 градуса. Полученные данные показывают, что при повышении температуры и влажности необходимо регулярно проветривать помещение. Это способствует созданию комфортных условий для занятий в классе. 

По признанию ученика 10 «А» класса Давида Цоя, его команда выбрала актуальную тему исследования: загрязнение почв различных территорий.

– Мы решили найти метод, который позволил бы сохранить и повысить эффективность использования почв, – высказался ученик. – Выяснилось, что на почву и её плодородие положительное влияние оказывают пчелы, они же способствуют развитию экосистем. Пчёлы опыляют растения, в том числе сидераты – растения, выращиваемые с целью восстановления плодородия почвы. При опылении улучшаются свойства растений, что способствует более эффективному их росту и восстановлению почвы. Таким образом, пчёлы помогают растениям, а растения, в свою очередь, помогают почве. В качестве сидератов рассматриваются мелисса, липа – в данный момент исследования проводятся преимущественно с этими видами. 

Темой исследования девятиклассницы Дарьи Кочергиной стало влияние жёсткости воды на pH почвы растений и возможность изменения pH с помощью удобрений.

– В каждом доме, офисе и школе есть комнатные растения. Мы их поливаем, как правило, обычной водопроводной водой. При этом часто можно заметить, что растения растут хуже, чем хотелось бы. Мы выяснили, что одной из основных причин плохого роста растений является жёсткость воды, – объясняет школьница. – От такой воды почва становится щелочной, важные питательные вещества переходят в не растворимую для корней форму. В результате растения недополучают питание, что негативно влияет на их рост и процессы фотосинтеза. 

Юные исследователи решили, что одним из самых доступных способов снижения ощелачивания почвы является использование удобрений: их можно купить в любом магазине или изготовить самостоятельно, на основе бананов и других доступных в быту компонентов.

– Работа над проектом только началась. Мы посадили растения и провели первые измерения. Результаты показали, что вода в Павлодарской области является жёсткой, щелочной, с низким содержанием цинка. В настоящее время мы продолжаем работу над проектом и проводим дальнейшие измерения, – рассказала Дарья.

Растения поливаются тремя видами воды: жёсткой водопроводной водой, отстоянной в течение трёх дней, а также дистиллированной. После завершения первого этапа, при накоплении ионов кальция, натрия, магния и железа в почве, начинается второй этап проекта. Он заключается в применении удобрений для оценки изменения состава почвы, определения степени её подкисления и скорости этих изменений. Предполагается, что органические удобрения будут действовать медленнее, тогда как минеральные удобрения окажут более направленное и выраженное воздействие. 

Дарья Кочергина заметила, что существует распространённое мнение, что жёсткость воды уменьшается после её отстаивания в течение трёх дней.

– Жёсткость воды бывает постоянной и временной, но один из этих видов жёсткости не устраняется простым отстаиванием воды. Временная жёсткость может быть снижена кипячением, а постоянная – с помощью фильтров, чаще всего ионообменных. 

По словам организаторов, проект носит в первую очередь практический характер и направлен на приобщение детей к экологическим исследованиям и работе с оборудованием.

Помимо этого, для учителей было разработано менторское пособие, включающее рекомендации по проведению экологических уроков и написанию научных проектов. В дальнейшем планируется рекомендовать школьные проекты для участия в международных грантах. Общественное объединение Qazaq Geography осуществляет мониторинг таких грантов и при наличии возможностей предложит детям участие в конкурсах и программах поддержки.