Приватизацию павлодарского аэропорта намерены отложить
![Приватизацию павлодарского аэропорта намерены отложить](https://pavlodarnews.kz/uploads/images/202502/image_750x_67ae1e1c8f0ab.jpg)
По условиям сделки контрольный пакет акций останется за государством из-за стратегического статуса объекта, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
По постановлению Правительства передача павлодарского аэропорта в конкурентную среду входит в комплексный план приватизации. Успеть завершить торги планировали до конца 2025 года. В ноябре 2024-го комиссия по приватизации утвердила передачу 49% акций АО «Аэропорт Павлодар» в доверительное управление на три года с правом последующего выкупа. Рыночную стоимость доли оценили в 1,076 миллиарда тенге, гарантийный взнос установили в пределах 161,5 миллиона.
Торги должны были пройти 30 ноября 2024 года, но они не состоялись. Как пояснили в областном управлении финансов, причина – грядущий ремонт взлётно-посадочной полосы. Её начнут расширять на 15 метров летом, также заменят светосигнальное оборудование, освещение, ограждение по периметру, патрульную дорогу.
– В связи с реализацией первой очереди проекта реконструкции искусственной взлётно-посадочной полосы, рулёжной дорожки, перрона, со строительством рулёжных дорожек планируется пересмотреть перенос срока приватизации аэропорта не ранее 2029 года или исключить его из плана приватизации. Вопрос находится в работе, – ответили в управлении на запрос корреспондента.
По условиям тендера претендовать на акции могут отечественные и зарубежные инвесторы. К ним предъявляют несколько условий:
- нужно подтвердить пятилетний опыт работы в авиационной отрасли и стабильное финансовое положение, предоставить аудиторский отчет;
- в течение трёх лет вложить 16,4 миллиарда тенге в развитие аэропорта, включая удлинение взлётно-посадочной полосы, реконструкцию пассажирского терминала и обновление оборудования;
- погасить кредиторскую задолженность – основной долг и вознаграждения по займу, штрафы. Только за 2023 год краткосрочная кредиторская задолжность составляет 326 302 тенге;
- сохранить кадровый состав и отдавать предпочтение местным кадрам при наборе сотрудников.
В случае отказа от выкупа акций АО «Аэропорт Павлодар» после трёх лет доверительного управления покупателю придётся выплатить штраф в областной бюджет – 15% от цены продажи акций.
Передача воздушной гавани в конкурентную среду вызывает вопросы. С одной стороны, приватизация открывает перспективы модернизации и привлечения инвестиций. С другой стороны, есть риски, связанные с доступностью перелётов и качеством обслуживания. Павлодарский регион нуждается в эффективном управлении аэропортом, чтобы стать удобным транспортным узлом для жителей и гостей области.
Воздушная гавань – неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры региона, однако она пока слабо развита. Регулярные авиарейсы в Павлодар выполняет только один перевозчик – FlyArystan из Алматы. С 7 января этого года субсидируют полёты авиакомпании Qazaq Air из Астаны, договор рассчитан только на зиму – добираться в столицу и обратно можно четыре раза в неделю. Пару лет назад были рейсы в Шымкент, Омск и Новосибирск, а 40 лет назад Павлодар соединяло авиасообщение с более чем 30 городами. Изменить ситуацию может реконструкция: после её завершения в областном центре смогут приземляться большие авиалайнеры, и власти ожидают запуск полётов в Шымкент, Туркестан и Кызылорду.
Дана Джумалинова