Разговор на трибуне. Павлодарец о неизвестных фактах декабрьских событий

Разговор на трибуне. Павлодарец о неизвестных фактах декабрьских событий

Сейчас ученый в качестве руководителя ОО «Желтоқсан тарихы» занимается восстановлением чести и достоинства соратников, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

37 лет назад руководство СССР принимает судьбоносное решение о замене первого секретаря Коммунистической партии Казахстана Динмухамеда Кунаева, который управлял республикой больше 20 лет, доселе неизвестным первым секретарем Ульяновского обкома Геннадием Колбиным. 16 декабря 1986 года Пленум ЦК КПК в течение считанных минут приводит указание Кремля в действие и избирает Геннадия Колбина первым секретарем Компартии Казахстана.

– В то время я только что устроился на работу в «Энциклопедию Казахстана» в Алма-Ате, – вспоминает участник декабрьских событий, профессор Торайгыров университета, кандидат философских наук Амантай Кудабаев. – Как только к нам в руки попал свежий номер «Социалистік Қазақстан» (центральный печатный орган ЦК КПК, ныне «Егемен Қазақстан», – прим. автора), мы сразу обратили внимание на новость о замене Кунаева Колбиным. Но самое главное, само изображение Колбина на первой странице показалось нам каким-то угрожающим, угрюмым. Так мы восприняли эту новость.

Редакция «Энциклопедии Казахстана» находилась неподалеку от тогдашней площади имени Л.И. Брежнева. Направляясь домой во время обеденного перерыва, Амантай Кудабаев заметил людей, поднимающихся вверх по Фурманова (ныне Назарбаева, – прим. автора).

– Они шли неспешно, их никто не призывал. Я сел в автобус №2, но водитель остановился на перекрестке Фурманова – Шевченко и объявил, что дальше он не поедет, потому что на площади забастовка, и повернул влево. Я вышел и пошел пешком. На площади только-только начались собираться люди. Среди нас были не только казахи – были и русские, и уйгуры, и другие национальности, – рассказывает Амантай Кудабаев.    

Мирный характер демонстрации омрачали отдельные личности, призывавшие перейти к активным действиям.

– Из ниоткуда появился какой-то паренек невысокого роста. Он метался туда-сюда и призывал нас к активности. Чуть позже со стороны улицы Мира (ныне Желтоксан, – прим. автора) появилась группа молодежи с флагами, мы машинально побежали навстречу с криками «Ура!», – говорит спикер. 

По воспоминаниям желтоксановца, часам к трем-четырем к демонстрантам вышли партийные руководители: Нурсултан Назарбаев, Закаш Камалиденов, Зинаида Федотова, Николай Князев, Саламат Мукашев и другие.

– Камалиденов с трибуны потребовал объяснения нашим действиям, и тут я непроизвольно поднял руку и выкрикнул «Я!» – рассказывает Амантай Кудабаев. – Меня тут же подняли двое парней и доставили к трибуне. Предо мной предстали Нурсултан Назарбаев и другие руководили республики. Попросил микрофон – мне отказали. Назарбаев спросил, чего мы хотим. Я сказал, что Казахстаном должен руководить казах или представитель другой нации, выросший здесь и уважающий местные традиции. «Кого ты имеешь в виду?» – спросил Назарбаев. Я предложил первых секретарей обкомов Кустанайской и Карагандинской областей, Василия Демиденко и Александра Коркина, соответственно.

Как рассказывает Амантай Кудабаев, во время недолгой беседы на трибуне с первыми лицами Казахстана Закаш Камалиденов резко повернул голову в сторону и кому-то кивнул. На горизонте сразу же появились солдаты. Нурсултан Назарбаев заметил это и взглядом показал Амантаю Кудабаеву путь к выходу, тем самым давая возможность декабристу спастись.  

То, что случилось после захода солнца – достояние истории. После многочасовой бойни нашему герою чудом удалось вырваться с площади имени Л.И. Брежнева.

– Войска начали оцеплять площадь с шести-семи часов вечера. Я находился там до двух ночи. Подъехали пожарные машины с водометами. Все мы были до ниточки мокрые. В темноте и в суматохе никто уже не слышал слова прокурора по громкоговорителю: «Ваши действия незаконны», «Немедленно освободите площадь». Но вот что интересно, солдаты не давали уйти. Наоборот, народ старались загнать в центр площади. Солдаты окружили ее колючей проволокой, от которой погибли столько людей, в том числе девушек, – говорит участник тех кровавых событий. 

Несмотря на то, что нашему герою удалось спастись, Амантай Кудабаев еще долгое время ощущал опасность. Позже он и его соратники были оправданы. Но еще остаются те, чьи поруганные имена предстоит реабилитовать. Именно этим занимается Амантай Кудабаев, но уже в качестве одного из учредителей республиканского ОО «Желтоқсан тарихы».

Фото из личного архива Амантая Кудабаева, Константина Шелкова и из открытых источников