Что павлодарские девочки могут носить с пелёнок

Этнодизайнер представила коллекцию традиционных казахских женских головных уборов, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz
По словам Гуляим Акумбаевой, она долгое время занималась казахскими национальными костюмами, но в последнее время сосредоточилась на изучении головных уборов, которых существует великое множество.
– Когда девочке исполнялось 40 дней, ей уже надевали ит-такию, кепеш или сарму, – говорит мастерица. – Позже, когда девочке прокалывали уши, наступал этап сырга тагар. По мере взросления на смену первой шапочке приходила укили такия — тюбетейка, украшенная перьями филина. Считалось, что они защищают ребёнка от злых сил.
Когда девочке исполнялось 13 лет, если она отличалась силой и смелостью, ей могли позволить носить сурабу – специальный головной убор для девочек-батырок.
Когда девушку сватали, ей надевали борик — меховой головной убор, часто украшенный перьями филина.
Кульминацией в традициях головных уборов казашек был саукеле — великолепный свадебный головной убор, который по стоимости равнялся целому состоянию. Согласно записям Машхура Жусупа, цена саукеле могла достигать 500 лошадей. Оно не только служило украшением, но и было символом благополучия, здоровья и счастья. В этимологии слова «саукеле» содержится несколько значений, в том числе пожелание прибыть в новый дом в добром здравии и сиять, как солнечный луч.
– После свадьбы свекровь надевала на молодую женщину кимешек, заменяющий свадебный платок. Этот головной убор имел глубокий смысл: его нижняя часть не только целомудренно закрывала плечи и грудь, но и помогала матери скрыть младенца от посторонних взглядов во время кормления.
Кимешек покрывал всю голову, оставляя открытым только лицо. По его цвету можно было определить возраст и статус женщины: красный – молодая девушка, жёлтый – зрелая женщина, белый – пожилая. Последняя носила аже-кимешек — головной убор с накидкой, доходившей до пят. Он символизировал опыт и мудрость носительницы.
Показ традиционных головных уборов напомнил зрителям, насколько богата и глубока казахская культура, где каждый элемент одежды не только практичный, но и заключает в себе историю и традиции.