«Меховой инкубатор»: как павлодарские старожилы выхаживали недоношенных детей
Такой способ помогал сохранить ребенку жизнь, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
«Тымаққа салу» («Вынашивание в шапке») – национальный обычай казахского народа. О важности и уникальности этой традиции рассказала председатель общественного объединения «Казахские матери на пути к традициям» Айжан Апсаттарова.
– В старину наши предки вынашивали родившихся преждевременно младенцев в меховых шапках. Поскольку ребенок был слишком мал, его сложно было убаюкивать, пеленать, даже просто держать в руках. Поэтому его бережно укладывали в мягкую и тёплую шапку, вешая её на стропила юрты. На сколько дней он рождался раньше срока, столько и содержался в шапке, – рассказывает наша собеседница.
Обычно для этих целей выбирали шапку уважаемого человека, главы многодетной семьи. Чаще всего это был лисий малахай. Особое внимание наши предки уделяли тому, чтобы ребенок не впал в глубокий сон, потому что был риск, что он может не проснуться. Именно поэтому пушистый тымак из меха заставлял тело ребенка вибрировать, помогал ему чаще просыпаться и двигаться.
По истечении времени ребенка доставали из меховой «кроватки» и укладывали в обычную – бесик.
– В моей семье произошёл такой случай. 23 января 1988 года в семимесячный срок родилась моя первая дочь. Она весила всего 1700 граммов. И вот эту крошку я вырастила в тымаке её дедушки, моего свекра. Моя свекровь была подслеповатой, но она подсказывала мне, что делать. Такие дети нуждаются в особой заботе, – говорит Айжан Апсаттарова.
По совету свекрови, недоношенного ребенка она купала два раза в день: утром – с солью, а вечером – с марганцовкой. Периодически малышку обмывали настоем лаврового листа. Старейшины говорили – это предотвратит высыпания.
– Конечно, в современную эпоху недоношенных детей помещают в специальные инкубаторы. Там они получают необходимое количество кислорода и остаются в тепле. Но в прошлом, благодаря мудрости наших предков, многих недоношенных детей спасала традиция вынашивания в шапке, – убеждена Айжан Апсаттарова.
Согретая теплом дедовского малахая, её дочь выросла и уже сама стала мамой троих детей.