Как в Казахстане будут развивать креативную экономику

Стратегически важный сектор экономики включен в Национальный план развития до 2029 года, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Как сообщила пресс-служба Министерства культуры и информации РК, развитие креативных индустрий – один из приоритетов государственной политики, который находится на особом контроле Главы государства. В фокусе – законодательные и институциональные меры для поддержки отрасли, развитие инфраструктуры, импорт казахстанских креативных продуктов.
В этом году подписан Закон, предусматривающий расширение компетенции уполномоченного государственного органа и местных исполнительных органов по созданию условий для самореализации и развития талантов в сфере креативных индустрий.
Для развития креативной экономики Министерство культуры и информации разработало отдельный пакет мер.
В частности, в этом году в стране создали фонд развития креативных индустрий. Организация займётся поиском талантов, развитием проектов и инфраструктуры, содействием экспорту казахстанских креативных продуктов и услуг.
Фонд будет разрабатывать и реализовывать на конкурсной основе различные финансовые и нефинансовые меры поддержки для развития креативных проектов по экспорту на международные рынки.
Кроме того, Глава государства подписал Бюджетный кодекс, предусматривающий финансирование креативной индустрии отчислением трёх процентов от деятельности национального лотерейного оператора.
Вместе с тем, Министерство разработало проект нормативно-правового акта «Об утверждении правил стимулирования и государственной поддержки креативных индустрий». В стране планируют создать единый реестр представителей креативных индустрий «e-Creative». Эта онлайн-платформа даст возможность быстро находить нужных людей, отслеживать динамику количества субъектов креативных индустрий, автоматизировать бизнес-процессы по продвижению отечественных креативных продуктов и услуг.
Кроме того, в шести регионах реализуют акселерационную программу для нетворкинга и обмена опытом креаторов.
Ещё один из ключевых пунктов – создание инфраструктуры для креаторов. По поручению Президента во всех крупных городах Казахстана планомерно откроют креативные хабы. На данный момент работают уже 12 таких центров в Астане, Алматы, Туркестане, Шымкенте, Атырау, Кызылорде, Петропавловске, Актобе, Семее, Усть-Каменогорске, Актау, Жезказгане. В 2025 году запланировано открытие еще восьми.
Креативные продукты и услуги – это оригинальность, инновационность и высокая ценность человеческого труда. Задача государства – обеспечить безопасность и защиту интеллектуальной собственности. В этом направлении идёт тесное сотрудничество со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), проходят обучающие семинары и тренинги. Также совместными усилиями ВОИС, МИД и МЮ планируют запустить образовательную платформу для казахстанских креаторов.
В свою очередь, для поддержки коммерциализации креативных товаров и услуг достигнута договоренность по размещению их на маркетплейсе одного из банков Казахстана.
2024 год для сферы креативных индустрий Казахстана ознаменовался прорывом в мировом рейтинге Global Innovation Index-2024 – страна поднялась с 93 на 65 место по показателю «Креативные товары и услуги». Такая динамика – результат планомерной работы и государственной поддержки.
Одной из первых задач Министерства культуры и информации было вывести креаторов из теневой экономики. В этих целях в реестр включили 40 видов креативной деятельности, которые подлежат специальному налоговому режиму. Бизнес освободили от уплаты всех видов налогов (КПН, ИПН, НДС), оставили лишь единый налог – 2-4 процента для ИП, восемь – для ТОО.
В результате налоговых послаблений количество занятых в креативной индустрии выросло на 15 процентов, или на шесть тысяч единиц, и на сегодняшний день составляет 45597 организаций, где занято 135 тысяч человек.
В 2024 году в Алматинской области открыли первый в Казахстане Парк креативных индустрий на базе Energo University и первую креативную школу им. Б.Тулегеновой в Астане.
Поддержка интеллектуальных и творческих ресурсов, их монетизация стала неотъемлемой частью национальной стратегии. В перспективе креативная индустрия претендует на место драйвера экономического прогресса. Её развитие способствует созданию новых рабочих мест, инновациям и культурному разнообразию, а также социальной инклюзивности и устойчивому развитию.
Успехи креаторов положительно влияют на имидж страны. Громкие имена в этой сфере повышают узнаваемость государства. Как пример – певец Димаш Кудайберген, Иманбек Зейкенов (Dj Imanbek), режиссёры Тимур Бекмамбетов, Айсултан Сеитов, Адельхан Ержанов, художники Канат Нуртазин, Искандер Утебаев, Сауле Сулейменова и многие другие, которые прославились во всём мире.