Планета Казахстан: золото среди степей

Планета Казахстан: золото среди степей
Фото: Константина Шелкова

Корреспондент @Pavlodarnews.kz побывал в самом сердце золотодобычи Костанайской области – на Варваринском месторождении, некогда закрытом для посещения.

Путь от Костаная до карьера занимает полтора часа. На самом подъезде к вахтовому поселку машина останавливается на пограничном посту - в четырех километрах от месторождения уже начинается граница с Российской Федераций. Далее въезжающие проходят контрольно-пропускной пункт. Золото – стратегический металл, здесь все серьезно.

Знакомство с предприятием начинается с вахтового посёлка. Это мини-город с собственной инфраструктурой, заботой о людях и вниманием к деталям. Здесь не только койки и питание, но и спорт, культура, развитие и самое главное – уважение к человеку труда, включая не только моральное признание, но и материальный бонус.

 – В поселке семь общежитий, где находятся 570 человек: рабочие, инженеры, линейный персонал и подрядчики. Вахтовики работают по 12 часов, – рассказывает заместитель генерального директора по связям с общественностью и социальной политике ТОО Solidcore Eurasia Игорь Шеваловский. – Некоторые сотрудники живут за пределами посёлка, их привозят ежедневно. В комнатах проживают по двое: один на дневной вахте, второй на ночной, так что они практически не пересекаются. Питание трёхразовое. На каждом этаже стиральные машины и сушилки для личных вещей.

На территории предприятия строится солнечная электростанция, уже установлены часть панелей. Позже появится и газопоршневая установка. Пока энергия частично закупается, но к 2035-му здесь будет энергетическая автономия.

За поселком начинается земля золотодобычи. Пешком здесь ходят редко, чаще на машинах. Во-первых, безопасность, во-вторых, расстояние. Степь вокруг кажется пустынной, но внутри жизнь, полная движения, труда, ответственности и, что немаловажно, уважения к природе.

Когда оказываешься на краю центрального карьера, перед глазами открывается картина горного гиганта: уступы уходят вниз на сотни метров. Слоеные стены разреза отливают ржавыми, серыми, охристыми и медными бликами. Этот карьер – сердце Варваринского месторождения, крупнейшего из семи карьеров. Гул стотонных самосвалов, катящихся по уступам глубинного серпантина, и работающего карьерного экскаватора почти не слышен.

Здесь добывается 200 тысяч тонн руды в год, а вскрышных пород – почти в восемь раз больше. Но даже бесплодная порода здесь не мусор. Она идёт на формирование внутренних отвалов, строительство инфраструктуры, производственных объектов, в том числе нового хвостохранилища.

– Всего на предприятии их два. Эксплуатация первого уже завершена, и готовится к рекультивации. Второй действующий, только набирающий силу. Ему работать до 2035 года, – поясняет Игорь Шеваловский.

С обзорной площадки открывается великолепный вид на хвостохранилище: голубовато-зеленое зеркало, в котором отражается небо и время от времени вспыхивает зеленая искра лазерного луча, отпугивающего птиц. Под гладью воды хвосты обогащения, хранящиеся в соответствии с международными стандартами.

Дно инженерного шедевра площадью два миллиона квадратных метров выложено противофильтрационным слоем – геомембраной, устойчивой к агрессивным средам и температурным колебаниям.

 – Имеются защитный глиняный экран, дренажные кольца, насосные станции, пьезометры, наблюдательные скважины. В заботе за экосистемой не должно быть ошибки, – подчеркивает собеседник. – Цветение водорослей отслеживается, пробы берутся каждую неделю. На предприятии работает экологическая служба. Они контролируют воздух, воду, почву, биоразнообразие, уровень воды в хвостохранилище, фильтрационные стоки, содержание металлов и вредных веществ.

Между тем, хвостохранилище – не отстойник. Пульпа с золотоизвлекательной и обогатительной фабрики АО «Варваринское» попадает сюда, твердые вещества оседают, а вода вновь уходит на фабрику.

Чтобы руда превратилась в заветный металл, должно пройти время: внешне руда ничем не примечательна, и что в ней преобладает – золото или медь, – скажут в лаборатории.

– В местной руде примерно один грамм золота на тонну. В привозной с Комаровского и Юбилейного месторождений – до трех граммов. При низком содержании руды – 0,5 грамма – она считается забалансовой и временно складируется, – поясняет Игорь Шеваловский. – Геологам случается напасть на так называемые ураганные месторождения, где природа щедро выдает до 20 грамм на тонну.

На фабрике почти магия, но без таинства. Всё чётко, всё по стандарту: дробление породы, измельчение, сорбция, флотация. Здесь два конечных продукта – золотосодержащий сплав доре и флотоконцентрат. Слитки доре отправляют в Астану на аффинажный завод, а концентрат – по железной дороге для дальнейшей переработки.

Развивая переработку внутри страны, компания делает ставку на расширение производственной сети: следующим этапом станет переработка золотосодержащих продуктов на территории Павлодарского Прииртышья.

– Компания планирует реализацию уникального проекта «Ертис гидрометаллургический комбинат» (ЕГМК) в Павлодаре, – делится планами заместитель генерального директора. –  Комбинат позволит создать замкнутый цикл по производству золота, которое раньше приходилось вывозить за пределы РК для переработки. Благодаря планируемой технологии и проектным решениям, новое предприятие станет уникальным не только для Казахстана, но и для Центральной Азии. 

Павлодарское предприятие будет перерабатывать концентраты цветной металлургии, а отработанную руду станут складировать в хвостохранилище, построенное по самой современной технологии. Замкнутый водооборот, инженерные решения по дренажу и мониторингу, а на выходе благородный металл стратегического значения – всё это делает проект примером экологически ответственного промышленного объекта. Технология автоклавного окисления, благодаря которой компания планирует производить золотосодержащий сплав, одна из самых эффективных и экологически безопасных лучших в мире.

Что касается актуального статуса ЕГМК, в компании сообщили, что завершены работы по инженерным изысканиям, разработаны основные проектные решения будущего комбината, получено заключение об определении сферы охвата оценки воздействия на окружающую среду, начата оценка воздействия на окружающую среду. Впереди – общественные слушания.

Партнерский материал