Какие ошибки совершают павлодарцы, сдавая экзамены на водительские права

Какие ошибки совершают павлодарцы, сдавая экзамены на водительские права
pixabay.com/Jace

В областном центре работают более двадцати автошкол, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz. 

Все они готовят к сдаче экзаменов на получение удостоверения водителя, а также обещают научить управлять автомобилем грамотно и уверенно, как на механической, так и на автоматической коробке передач.

Чему учат в автошколе

Некоторые школы вождения готовы предоставить полную видеозапись уроков, удобное расписание и лучших педагогов. 

На теоретических занятиях курсанты автошколы не только изучают правила дорожного движения, устройство автомобиля и его эксплуатацию, но и приобретают навыки оказания первой медицинской помощи.

В практическую часть входят обязательная езда на автодроме, выполнение различных упражнений, например, заезд в бокс задним ходом, параллельная парковка. Всё это понадобится на экзамене. Курсанту дают возможность поездить в городе, отработать проезд перекрёстков и разных маршрутов.

Стоит обучение от 45 до 65 тысяч тенге за курс. Он длится в среднем от одного до трех с половиной месяцев. Самое краткосрочное – на вождение мотоциклов с объёмом двигателя до 125 кубических сантиметров, мопедов и скутеров. Самое длительное – на грузовой автотранспорт до 7,5 т и выше. 

Полгода берутся обучать на легковом + грузовом автомобилях до 7,5 тонны – за 70 тысяч. Кроме того, курсантам предлагают за отдельную плату книги по правилам дорожного движения, тесты автоЦОНа.

Иногда школы вождения проводят акции, снижая цены на обучение.

– Я обзвонила несколько школ, – рассказала Асия Ахметова. – Для меня важно, чтобы школа находилась близко либо к дому, либо к работе. Немаловажен был ценник. К практике приступают после того, как выучены правила дорожного движения. 

Девушка рассказала, что за учебную езду оплата отдельно. Час езды с инструктором на автомобиле с механической коробкой передач – три тысячи тенге, на автомате – четыре тысячи.

Ещё одна статья расходов – медкомиссия, её проходят перед теоретическим экзаменом.

– Пройти медкомиссию стоит около семи тысяч тенге, и это со скидкой по талону, который выдают в автошколе, – говорит девушка. – Корочка автошколы действует два года, за это время можно приходить к своему преподавателю и заниматься, освежать память.

На пересдачу!

В НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» пояснили, что для получения водительского удостоверения необходима сдача теории и практики. Первый экзамен проводится в классе, второй – на специализированной площадке автодрома.

– Кандидат допускается к практическому экзамену только после успешной сдачи теории, – пояснили в НАО. – Она сдаётся один раз для всех категорий, практика – отдельно по каждой категории. 

Если первая попытка на экзамене получилась неудачной, пересдать можно не ранее следующего рабочего дня. Вторая неудачная попытка – пересдача не ранее чем через 30 календарных дней, третья – допуск к следующей попытке предоставляется не ранее чем через 60 календарных дней. Если три попытки сдать практику не завершились успехом, аннулируются результаты теории. Её можно пересдать не ранее чем через 60 календарных дней. 

В прошлом году в Павлодаре теоретический экзамен не сдали почти половина кандидатов, около 43 процентов. 

Практику не придётся сдавать, если требуется замена водительского удостоверения, например, по сроку годности, при утрате, порче или при обмене иностранных прав.

– Сложность экзамена зависит от опыта кандидата и категории водительского удостоверения, – уверены в НАО. – Для впервые сдающих более сложным считается практический экзамен, он требует уверенного владения автомобилем, точности выполнения манёвров и стрессоустойчивости. Экзамен проводится с использованием автоматизированной системы, оборудованной датчиками, которые фиксируют ошибки и учитывают их при выставлении итоговой оценки. 

Для уже имеющих стаж вождения более сложной может оказаться теория. Правила дорожного движения регулярно обновляются, а практика управления транспортом, как правило, сохраняется. 

– Основные трудности при сдаче экзамена возникают из-за волнения, недостаточной подготовки и невнимательности, – перечислили в НАО. – На теоретическом экзамене распространены ошибки, связанные с неполным знанием правил дорожного движения, особенно проезда перекрёстков и приоритета движения. 

На практике чаще спотыкаются при выполнении базовых упражнений на автодроме: эстакада, «змейка», заезд в бокс и разворот в ограниченном пространстве. Кандидаты забывают включать поворотники, пристёгиваться ремнём безопасности, соблюдать дистанцию, допускают резкие движения или сбивают конусы. 

В НАО посоветовали для успеха на экзаменах изучать не только правильные ответы, но и логику правил, а также отработать практические упражнения в условиях, максимально приближенных к экзаменационным. Не лишним будет соблюдать последовательность действий при манёврах (зеркала – поворотник – манёвр), не торопиться (система оценивает точность, а не скорость), а также приходить на экзамен выспавшимся, морально подготовленным. 

Что взять с собой

С начала 2025 года на самую популярную категорию В претендовали 82 процента сдающих экзамены павлодарцев. Она даёт право на управление легковым автомобилем весом до 3,5 тонны. 

Тем, кто впервые получает права, необходимо обратиться в спецЦОН. Бумажные документы от заявителя не нужны. Все данные обрабатывают в цифровом формате. 

– Перечень необходимых документов формируется автоматически, благодаря интеграции информационной системы Госкорпорации с базами данных госорганов, – сообщили в госкорпорации. – Сведения о документе, удостоверяющем личность, об окончании автошколы, медицинская справка формы № 073/у автоматически загружаются из соответствующих государственных информационных систем. 

Оплатить госпошлину можно через QR-код, информация о платеже фиксируется в системе автоматически. 

Обязательный этап – медкомиссия. Медсправка формы № 073/у обязательна при:

первичном получении водительского удостоверения;

при получении дополнительной категории;

возврате водительского удостоверения после окончания срока лишения прав;

замене водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия. 

СпецЦОНы есть Павлодаре и Экибастузе. В областном центре доступны все категории, в Экибастузе приём практического экзамена осуществляется только по категории B.

Напомним, в областном центре открыли автодром, общая стоимость которого превышает 600 миллионов тенге. На его территории предусмотрены различные учебные зоны, перекрёстки, дорожные знаки и светофоры, соответствующие правилам дорожного движения. Каждый житель, пришедший на автодром, может развивать свои навыки вождения при помощи опытного инструктора. Если это автошкола – занятия на автодроме будут бесплатными, а если человек хочет научиться управлять личным автомобилем, то можно договориться с инструктором на платной основе.