Ведьмы и горы Алтая: как павлодарцы помогают сохранить самобытность сёл

Ведьмы и горы Алтая: как павлодарцы помогают сохранить самобытность сёл

Учащимся не помешало даже отсутствие интернета, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Студенты-филологи ездили на неделю на летнюю практику от Торайгыров университета в село Поперечное. Неделю они собирали лингвистический материал о местном разговорном языке и фольклорные сведения. 

Село находится в Восточно-Казахстанской области среди гор Алтая, со всех сторон его окружают леса и реки. В Поперечном есть проблемы с мобильной связью и интернетом, но студентам это помогло – они полностью погрузились в сельскую жизнь.

Удивительно, что в населенном пункте до сих пор живет несколько староверов, но в основном среди местных жителей преобладают потомки польских переселенцев и староверов. 

– Раньше у нас много было староверов. Сейчас живет одна бабушка, ни с кем не общается. Раньше жила с ней рядом другая бабушка, тоже староверка. Они и общались, но она умерла, – сообщил директор школы Поперечного.

На практике у студентов был плотный график. Ребята готовили себе сами, как и убирали за собой. Между приемами пищи расходились по домам и расспрашивали людей. В основном беседовали с бабушками и дедушками, так как они помнят больше историй. Вечером студенты анализировали собранный материал или выходили гулять. 

Практикантам передавали местные легенды, поверия о происхождении села, истории названий местных гор и рек, былички, преимущественно о ведьмах, и фольклорные песни. Студентам также показали старый заброшенный дом, где раньше якобы жила колдунья.

– В быличках ведьмы при смерти обычно мучаются. Чтобы облегчить их страдания, приходилось разбирать крышу вокруг трубы. Только так душа ведьмы могла покинуть мир живых. В этом доме также мы нашли разобранную крышу, что и порождало слухи, – рассказала одна из студенток.

Благодаря разговорам с жителями Поперечного учащиеся собрали ценный лингвистический материал в виде польских заимствований и диалектизмов. Это помогло в дальнейших исследованиях и при создании словаря говоров. 

Несмотря на самобытность, Поперечное постепенно пустеет. По словам местных жителей, в селе живут около ста человек, многие дома заброшенные. Молодежь все чаще уезжает в город и не возвращается в родной край. Сельчане живут за счёт продажи молочной продукции собственного производства и туризма.

Каждый год в селе проходит этно-фестиваль «Убенские распевы», куда съезжаются люди из разных уголков страны. Во время фестиваля выступает местный фольклорный ансамбль «Поперечье».

Студенты помогли сельчанам, создав инстаграм-аккаунт населенного пункта. Теперь жители Поперечного публикуют информацию о фестивалях и возможностях для туристов.

Екатерина Полещук

Фото автора