Секреты профессии: багермейстер
Багермейстер – так называют тех, кто работает на земснаряде. Об особенностях этой профессии узнавал корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Геннадий Питаев сразу подчёркивает: он не капитан, а командир. Капитаны водят самоходные суда речного транспорта, а земснаряд – несамоходное судно технического флота, предназначенное для дноуглубительных работ.
Ходит судно недалеко – вдоль водопроводного канала Аксуской электростанции, очищая его от ила и песка. Станции нужна вода для охлаждения и работы турбин, а также транспортировки золы на золоотвал.
По словам собеседника, место работы багермейстера – пульт в рубке управления, где он управляет фрезой, насосами, опорами, лебёдками перемещения и прочим. Технически судно состоит из трех важных агрегатов: один располагается на носу, другой на корме, третий непосредственно в трюме земснаряда.
На носу закреплена подвижная грунтозаборная рама, на конце которой находится фреза – эдакий шар неправильной формы, состоящий из выгнутых лезвий с зазубринами. Именно она вспарывает лежалые, очень плотные пласты ила, перемалывает их, после чего этот «иловый фарш» затягивает мощный насос и подает в плавучий пульпопровод, что как хвост тянется от кормы судна на берег.
– Всё просто на первый взгляд. Насос способен затянуть в недра корабля всё, что находится под водой. Но так как командир фактически работает вслепую – залегание ила порой находится на глубине до четырёх метров – всегда есть вероятность нарваться на неприятные сюрпризы: утонувшие деревья, коряги, негабаритные камни, – рассказывает багермейстер.
Вода превращает дерево в серьезную проблему, да и фреза – не ножовка. Когда она встречает на своем пути гниющее дерево, на это указывают пузыри воздуха на большой площади, тогда земснарядчик обрезает ил вокруг утонувших деревьев и идет дальше. Если в насос попадет камень – ситуация гораздо сложнее. Приходится останавливать работу, разбирать насос, выуживая камень из системы. И хорошо, если обойдется без ремонта. Массивные детали главного грунтового насоса весят не менее 300 килограммов. Для облегчения ремонта земснаряд оборудован кран-балкой.
– У каждого багермейстера с опытом работы в голове формируется 3D-карта рельефа дна, – улыбается собеседник. – Он по ориентирам береговой линии помнит, где что находится под водой, как он проходил этот путь. В целом фреза работает бесшумно и не передает вибрации на судно, вибрация начинается, если насос поймал камень.
Не менее важная часть земснаряда – «хвост» пульпопровода, который отнюдь не гуляет сам по себе. У него есть собрат – часть берегового пульпопровода, через который главный насос выкидывает на берег технический грунт – ил, песок. Мощность насоса позволяет забросить грунт на высоту до 45 метров. Стоит сказать, что один из земснарядов электростанции намыл песчаный пляж Аксу.
Земснаряд не ходит по воде как катер или буксир. Для движения ему необходимы два троса, они тянутся от носовых лебедок. При этом судно благодаря конструктивным особенностям достаточно подвижное. Чтобы увеличить радиус расчистки участка, командир опускает опоры свайного аппарата, упираясь в дно канала, и таким образом может поворачивать судно по необходимости влево и вправо.
– Невольные спутники землеснарядчиков во время работы на канале – дикие животные, – говорит Геннадий. – Ондатры, норки курсируют по каналу с берега на берег, косули довольно часто переплывают канал, а также есть бобры, которые валят деревья, добавляя в канал топляка, а багермейстерам проблем.
Команда земснаряда – четыре человека: командир, помощник, электрик, лебедчик. Без помощника запрещено работать даже по технике безопасности, условия работы не всегда комфортные по климату, на палубе бывает скользко и мокро, поэтому всегда нужно, чтобы на судне находились хотя бы два человека.
По мнению собеседника, для работы на земснаряде нужно терпение. Если у командира хоть и сидячая работа за пультом, но он все равно в движении, то задача помощников – ждать, когда потребуется их помощь.
Зимой команда уходит в отпуск, занимается капитальным ремонтом насосного оборудования и агрегатов, ждет возобновления навигации. Корпус земснаряда прочный, поэтому он легко зимует во льду.
По словам Геннадия, в наше время мало где обучают на багермейстера. Лучший способ, как говорят на флоте, – врастать в профессию и получать знания предмета на практике от опытных земнаснарядчиков. Необходимо обладать терпением, усидчивостью и помнить, что земснаряд – это источник повышенной опасности. Здесь имеются вращающиеся механизмы, электричество, вода, ограниченное пространство в машинном отделении, так что надо быть внимательным и ценить свою жизнь.
Константин Шелков
Фото автора