Вековое развитие кимешека показали павлодарские мастерицы

Вековое развитие кимешека показали павлодарские мастерицы
Фото Таннур Аленкызы

Изначально головой убор был частью повседневной одежды. Причём в кочевые времена у него было и неочевидное практическое значение, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

В культурно-досуговом центре имени К.Абусеитова прошёл конкурс национальных головных уборов «Ақ жаулығым киелі». Его организовал областной филиал республиканского объединения «Қазақ аналары – дәстүрге жол». Мероприятие собрало около 20 бабушек, мам и молодых девушек со всего региона. На суд жюри они привезли сшитые самостоятельно кимешеки и другие национальные головные уборы.

После того как рукодельницы презентовали свои работы, на сцене устроили дефиле. Среди моделей была Ырымтай Сапарбековна с 40-летним белым кимешеком, а головные уборы мастера-дизайнера Гулайым Акумбаевой стали изюминкой показа.

Участницы конкурса старались показать элементы одежды с учётом их исторического развития. Исследователи напомнили, что древние кимешеки сильно отличаются от современных. Раньше женщины надевали их после рождения ребёнка. В кочевые времена этот головной убор был не просто частью образа или стиля, а необходимым элементом, говорит председательница Баянаульского объединения «Қазақ аналары – дәстүрге жол» Машип Джами Ипатовна.

– Кимешек – это головной убор из тонкой белой ткани, плотно облегающий голову, закрывающий шею, грудь. Раньше женщины наматывали 18 метров ткани вокруг головы и 20 метров – вокруг талии. Кимешек закрывался до пояса. Если кто-то умирал, то эту ткань могли использовать, чтобы завернуть в неё усопшего. В другом случае – укутать новорождённого. В те времена казахские женщины носили только белые платья. А вот теперь кимешек становится похожим на головные уборы тюрков, – рассказала председательница.

В основном кимешеки делали из хлопчатобумажной ткани, для вышивки использовали канитель, бахрому, коралловые бусины, тесьму, позумент, серебряные накладки.