Что делать павлодарцам, если утрачен статус в ОСМС
Его можно утратить во время трудового отпуска, который длится более 30 дней, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
В фонде социального медстрахования рассказали, что согласно Закону «Об ОСМС», для получения статуса застрахованного необходимо иметь оплату взносов за прошедшие или будущие 12 месяцев. Для сохранения статуса важно регулярно платить взносы за каждый месяц.
«Если будет пропущен хоть один месяц, работник утратит статус. Поэтому работодателю необходимо непрерывно перечислять обязательные платежи. Если трудовой отпуск составляет более 30 дней, уплата взносов и отчислений на ОСМС должна производиться за каждый месяц в отдельности», – пояснили в фонде.
Согласно пункту 1 статьи 90 Трудового кодекса, продолжительность оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков исчисляется в календарных днях без учета праздничных, приходящихся на дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска, независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности.
«То есть при исчислении дней отпуска учитываются календарные дни каждого месяца. Поэтому отчисления и взносы тоже должны быть на каждый месяц. Таким образом, если отпуск охватывает несколько периодов (дольше одного месяца), необходимо разделить платежи на ОСМС по периодам», – объяснили в фонде социального медстрахования.
Здесь напомнили, что в случае, если взносы не были произведены за все месяцы трудового отпуска, работодатель может сделать возврат неверно оплаченных взносов и произвести оплату заново по указанному выше алгоритму. Кроме того, работодатель может произвести оплату взносов за работника, который находится в длительном отпуске, как за самостоятельного плательщика в размере 5% от минимальной заработной платы (в 2023 году – 3 500 тенге).
«Часто обращаются люди, которые выходят в отпуск по итогам 11 месяцев работы. То есть, не имея еще 12 платежей на ОСМС, поэтому статуса застрахованного у них ещё нет. Он будет присвоен, когда работодатель произведет 12-й платеж, так как статус присваивается при наличии платежей за год», – пояснили в фонде.
Напомним, звонки контакт-центр 1414 принимает с 9.00 до 21.00, по альтернативным каналам связи обращения можно оставлять круглосуточно.
Как отмечают в фонде, операторы могут помочь по вопросам проверки статуса и оплаты взносов, прикрепления к поликлинике, получения медицинской помощи, также разъяснят права пациента и расскажут о возможностях застрахованного в системе ОСМС. Если же ситуация требует детального изучения и получения объяснения от медицинской организации, то обращение передают на вторую линию. Принятое решение доводится до заявителя.
Проверить статус застрахованности можно следующими способами:
мобильные приложения Qoldau 24/7, Damumed, Halyk, BCC.KZ, Kaspi.kz, официальный сайт fms.kz, @SaqtandyrýBot в Telegram, контакт-центр 1414, а также через egov.kz.
Фото Константина Шелкова