Искусство, которое растопило холодные сердца павлодарцев
Ледяные скульптуры особенно знакомы тем, чье детство прошло во времена миллениума, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
Марат Абылкасимов – один из тех мастеров, кто работал в бригаде скульпторов, создававших целые ледяные городки. Ещё тогда, в 1999 году, павлодарцы одними из первых в стране начали работать со льдом как с художественным материалом.
За свою творческую карьеру он пробовал дерево, бетон и камень, но именно лёд остаётся для него самым любимым.
– Скульптуру из дерева я могу делать месяц, иногда полмесяца. А изо льда такую фигуру создаю за два дня. Лёд легко клеится: если кусок отвалился, приклеить его можно просто водой. А вот если откололось дерево, вставить обратно почти невозможно. Тот же кусок дерева не вернёшь, – говорит скульптор.

Работая с этим изящным и хрупким материалом, он предпочитает сложные сюжеты и разные жанры: животных, людей. Одним из знаковых его творений стали знаки зодиака, когда-то украшавшие зимний Павлодар.
– Конечно, лёд недолговечен. У нас в Казахстане его делают в декабре, если он продержится до января – это хорошо. До начала февраля редко доживает. Но бывают форс-мажоры даже зимой. Например, в первый год моей работы, в 1999-м, мы должны были сдать ледовый городок к 27-28 декабря. Но уже 21-го началась оттепель, два дня таяло, и наши скульптуры разрушились. Пришлось всё делать заново. Первоначально я делал знаки зодиака, но потом всей бригадой восстанавливали, и получилось не так, как хотелось бы, – вспоминает Марат Абылкасимов.

Скульптуры держатся недолго, но людям нравятся: приходят, радуются, восхищаются. Иностранцы, для которых снег – редкость, бывают в восторге.
В начале 2000-х Марату Абылкасимову доверяли самые сложные и ювелирные работы.
– Когда я впервые пришёл в ледовый городок, мне принесли эскизы. Пришлось их менять. Архитектор не знал нюансов работы со льдом. Лёд прозрачный, он не отбрасывает тени, поэтому барельефы почти не видны. Скульптуры нужно делать силуэтные, с большими проёмами. В Астане видел стену длиной 16 метров и высотой 3-4 метра, на ней сделали 28 фигур лошадей. Но разглядеть их можно было только вблизи, на расстоянии метра. Дальше ничего не видно, – рассказал скульптор.

История ледовых скульптур в Павлодаре начинается с конца прошлого века. Тогда художники лепили фигуры из мокрого снега. В те годы павлодарский мастер Бота Машрапов создавал ледяные города. Ледяные городки строились перед Городским дворцом культуры. Это были огромные сооружения – дворцы, символы года. В год Дракона возвели фигуры высотой до четырёх метров, лабиринты и катки. Такие городки создавались в 1999-2002 годах. Позже их начали строить в разных частях города: на Усолке, у вокзала, перед театром Ж. Аймаутова.
– Работа со льдом требует определённой температуры. Оптимально – от -10 до -18 градусов. Если теплее, лёд плохо клеится водой, не застывает. Если холоднее -20, он начинает трескаться. Тёплая вода, попадая внутрь, вызывает трещины, и лёд может лопнуть, – делится деталями мастер.
У Марата Абылкасымова был опыт работы и с байкальским льдом, который отличается от павлодарского. В прошлом году он участвовал в конкурсе на Байкале. Там лёд достигает толщины 60 см, участникам выдавали блоки высотой два метра и шириной полтора. Зима там длится дольше, до марта.
– Я поехал не один, а со своим внуком Абылайханом, студентом Алматинской академии художеств имени Жургенева. Мы делали скульптуру «Рождение Байкала»: седой Байкал-старик разрывает шар, из которого появляются животные, взлетают птицы, выплывают рыбы – вся живность Байкала. Работали прямо на льду. Лёд там особенный: иногда трещит так, будто взрыв. Всё шевелится, скульптуры ощущают движение льда, – рассказал он.

Позже мастеру объяснили: нельзя примораживать глыбы ко льду, иначе они будут шататься.
– Я работал с топором. Опытные коллеги знали: им нельзя сильно стучать, лёд хрупкий и прозрачный. Часто попадаются трещины. Когда я почти закончил скульптуру и начал изображать птиц, верхняя часть рухнула и сломала нижние фигуры. Пришлось восстанавливать. Но вид уже был не тот. В итоге мне вручили приз «За волю к победе», – вспоминает мастер.
Изначально он использовал всего два инструмента – топор и прямую стамеску. Позже в арсенале появилась электропила.

Марат Абылкасимов хорошо знаком и жителям Астаны: в разные годы он участвовал в конкурсах, занимал призовые места. Он автор скульптур батыров в Абайской и Карагандинской областях.

На пенсии мастер уже 12 лет, но продолжает творить. Сейчас работает сразу над несколькими проектами. Недавно завершил скульптуру «Лекарь» и трудится над композицией «Материнство».