«Нынешние дети боязливы»: павлодарский психолог подняла актуальную тему

С корреспондентом @Pavlodarnews.kz поделились секретом родительского воспитания.
В Павлодаре прошел областной форум педагогов-психологов «Өзгеріс желі-2025», на котором молодые и опытные специалисты обменивались знаниями. Сто психологов области рассматривали актуальные кейсы современных подходов в работе с детьми и их родителями.
На конференции подняли одну из актуальных тем – отчужденность детей нынешнего поколения. Методист регионального центра психологической помощи Ирина Карпова смогла дать хорошее объяснение данному явлению.
– Действительно, трудности взаимодействия детей и родителей в семье – наша сегодняшняя проблема. То есть ребенку всего 7-8 лет, а уже нет контакта с родителями. Если раньше это было ближе к подростковому возрасту, то сейчас проблема отчуждения затрагивает даже маленьких детей. Они порой не общаются даже со своими сверстниками, – согласилась Ирина Карпова.
По её опыту, эмоциональная разрозненность в семье приводит к необдуманным поступкам детей, они замыкаются или специально калечат себя, чтобы привлечь внимание.
Сравнивая детей разных поколений, психолог за весь свой 30-летний стаж уверенно проводит отличительную черту.
– В 90-х и в начале нулевых были проблемы высокой агрессии между детьми. Буллинг, о котором мы все сейчас говорим, в те времена сильно процветал. Ребята были настроены на то, чтобы постоянно защищаться, собирались в группы, устраивали драки между собой, – вспоминает психолог.
А в наше время детская агрессия очень резко снизилась и превратилась в аутоагрессию: школьники стали тревожными, страдают от самоповреждения и самоуничижения. У многих адаптация проходит не три месяца, как это было положено, а полгода, а то и год. Если раньше были внешние коммуникационные трудности у детей, то сейчас они перешли во внутренние, психологические. Нынешние дети стали боязливыми и тяжело привыкают к социуму. Об этом заявила психолог.
Причина – занятость родителей, некоторые всё свое время посвящают работе.
– Когда беседуешь с родителями, они говорят: «Ребенок сыт, одет, постоянно ходит перед глазами – все свои воспитательные функции я выполняю». А на самом деле дети чувствуют себя одинокими, а потом из этого вытекают другие проблемы, – поделилась опытом методист.
Ирина Карпова, цитируя ученых-психологов, отмечает, что ребенку не нужно уделять всё свое время, достаточно 15 минут в день, но это должен быть душевный разговор, обмен эмоциями, заинтересованность – этого будет достаточно.