«С ножом или кислотой никто не бросался»: как в Павлодаре защищают искусство

«С ножом или кислотой никто не бросался»: как в Павлодаре защищают искусство

Были ли случаи вандализма в местных музеях, рассказывают профессионалы, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

По словам искусствоведа, заместителя руководителя Павлодарского областного художественного музея Ольги Пашко, в городе вернисажи проходят спокойно, все зрители адекватно реагируют на картины. На вопрос о возможных случаях вандализма искусствовед ответила философски.

– Актов вандализма у нас еще не было. Наши люди все адекватные, никто не бросается на картины с ножом или кислотой. Мысли имеют свойство материализовываться, поэтому мы не думаем о плохом. Обычно такой психоз возможен при большом скоплении людей, в больших мировых музеях. У нас всё спокойно, – говорит Ольга Пашко.

Областной художественный музей вооружен не только оптимизмом. Предусмотрены все меры безопасности: есть пост охраны, сигнализация, тревожная кнопка. Все ценные полотна выставляются под стеклом.

– Всё это успокаивающе действует на посетителей. К тому же у нас нет полотен 15-16 веков, которые могут вызвать повышенный интерес, – говорит специалист. – Ещё один немаловажный фактор – это то, что в средневековой Европе на картинах в основном изображались религиозные сюжеты. Вот они и вызывают супер-яркие эмоции у некоторых. У нас же совсем другая культура, и на картинах чаще всего сюжеты из реальной жизни: природа, люди, животные.

И всё же, если вандалы осуществят свой коварный план, за дело возьмутся реставраторы. Такие мастерские есть в Семее и Алматы. Чаще всего павлодарские полотна отправляют туда из-за утраты красочного слоя либо из-за нарушений сохранности картин.

Экспонаты оставались в целости и в областном историко-краеведческом музее имени Г.Н. Потанина. Как рассказывает руководитель Арман Алиакпаров, музей оснащен современными средствами охраны, в залах сидят смотрители.

– Вандализма у нас не было. Бывают, конечно, недисциплинированные посетители, которые хотят посидеть, потрогать экспонаты – мы их ограничиваем. Но если какой-то экспонат нарочно или случайно будет испорчен, то вызовем полицию, проведем оценку нанесенного ущерба. Если ущерб незначительный, то сами восстановим. В противном случае обратимся в научно-реставрационную лабораторию «Остров Крым», – говорит Арман Алиакпаров.

На базе музея «Ertis» созданы специальные хранилища, где экспонаты областного музея содержат в полном соответствии с нормами температуры и влажности.

Напомним, за рубежом участились случаи порчи знаменитых полотен активистами экологических и других общественных организаций. Их цель – обратить внимание людей на проблемы современного мира. В прошлом году активисты экодвижения Just Stop Oil, выступающего за прекращение разработки новых месторождений нефти и газа, вылили томатный суп на картину нидерландского художника Винсента Ван Гога «Подсолнухи» стоимостью в 84,2 миллиона долларов.

Фото Константина Шелкова и областного историко-краеведческого музея