Создатель первой казахстанской крипты рассказал о секретах блокчейна

Создатель первой казахстанской крипты рассказал о секретах блокчейна
Фото pixabay.com/petre_barlea

На фоне рекордных отметок биткоина снова встает вопрос о перспективах новых криптовалют, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz со ссылкой на Taspanews.kz 

В Казахстане в 2017 году создали свою крипту по технологии блокчейн – KZ Cash. Её разработчик Алибек Махамбетабиев рассказал, почему ушел в другой бизнес и что он думает о рынке, новых перспективах технологии блокчейн.

Сегодня, согласно данным investing.com, в мире насчитывают 9960 цифровых валют, которые представлены на глобальном финансовом портале. Их общая рыночная капитализация составляет 2,79 триллиона долларов. В списке авторитетного портала есть и первая казахстанская крипта KZ Cash, сегодня она торгуется в районе 0,0003 доллара, но бывали дни, когда стоимость этой цифровой валюты доходила до трех долларов. А ее создатель Алибек Махамбетабиев мечтал, что Казахстан станет столицей мирового блокчейна. Он был в числе первопроходцев, которым вместе со славой обычно достаются и все трудности.  Сегодня от отошел от своего детища и занимается совсем другими проектами. В интервью Taspanews.kz он рассказал, почему не видит перспектив в создании новых криптовалют, но при этом считает, что сама технология блокчейна может быть полезна во всех сферах жизни.

«Мы начинали с горящими глазами»   

В 2017 году, когда слава биткоина гремела по всему миру, Алибек Махамбетабиев вместе с командой решил создать первую казахстанскую криптовалюту.

– Это был наш очередной экспериментальный проект, и мы начинали его с горящими глазами. Мы представляли Казахстан в Германии на выставке. Наша сетка достаточно стабильно работала, мы выходили на биржи, проводили листинг. И в тот период был настоящий «дикий Запад» на рынке. Когда нет нормального регулирования, никто ни за что не отвечает. В Казахстане тогда еще никто интереса не проявлял, я по сети искал людей, кто хоть немного разбирается, всего лишь два-три человека нашел, которые были зарегистрированы на бирже, и все. В результате нашими потенциальными покупателями оказалась Европа, США, Гонконг, Китай. На пике торгов наша цифровая валюта стоила в районе пяти долларов, а в коротких эпизодах могла взлетать и до 12. Был период, когда на фоне роста биткоина люди просто начинали скупать все молодые валюты, в надежде, что какая-то из них сможет вырасти и повторить судьбу биткоина, – вспоминает Алибек Махамбетабиев.

Интерес ко всем цифровым валютам усилился после того, как комиссия по ценным бумагам США начала принимать заявки на открытие биржевого фонда на основе биткоина. Криптовалютная лихорадка захватила и Казахстан. Но рынок был очень экстремальным, цифровые валюты как легко взлетали, также и быстро обваливались. Та же судьба постигла KZ Cash.

«Цена криптовалюты зависит от доверия людей. На самом деле сама она ничего не стоит. Людей привлекает независимость цифровых валют», – считает спикер.

Сколько стоит запуск криптовалюты?

По словам нашего спикера, запустить процесс по созданию криптовалюты несложно, это может сделать пара программистов. Сложность в другом.

– Можно и за 10 тысяч долларов запустить, но кому эти несколько монет будут нужны? Там в расходах: оплата труда программистов, маркетинг, отдельно оплата листинга на бирже. Очень много маленьких бирж сейчас, там листинг копейки стоит, но там и ликвидности нет. Сложность не в том, чтобы запустить криптовалюту, а в том, чтобы завоевать доверие к ней. Если люди поддерживают, цена монет растет, соответственно, на бирже можно ее конвертировать. Но у нас, как обычно, своим не доверяют. Если это Proof of Work, то тогда должны майнеры поддержать, иначе сеть не запустится, в случае смарт-контрактов, там майнинг не нужен, – рассказывает Алибек Махамбетабиев.

Время новых криптовалют осталось в прошлом

Алибек Махамбетабиев уже четыре года как отошел от своего проекта. Времена меняются, и он считает, что период перспектив молодых цифровых валют остался в прошлом.

– Я периодически слежу, что происходит в этой сфере. KZ Cash существует сама по себе, ведь сетка – это никакая не собственность. Сегодня я не считаю нужным этим заниматься. Не вижу смысла в создании новых криптовалют. Есть топ-10 криптовалют во главе с Биткоином, и этого достаточно. Сегодня интересно другое — как можно применить технологию блокчейна в разных сферах жизни. Когда я начинал, считалось, что короли технологий на постсоветском пространстве – это Москва, потом восточная Европа мощной стала, а теперь наши ребята делают крутые вещи – считает спикер.

Алибек Махамбетабиев уверен, что технология блокчейна не ограничивается созданием криптовалют, и ее можно применять практически везде – для честного голосования, в банковской системе, в госзакупках и других.