Павлодарские истории: воздушный романтик
Корреспондент @Pavlodarnews.kz познакомился с пилотом авиамоделей совершенно случайно.
Мужчина представился Игорем. По его словам, заниматься самостоятельным авиамоделированием он начал в 2016 году, когда вышел на пенсию, а в детстве ходил в авиаклуб на улице Лермонтова.
По его воспоминаниям, раньше кордовые пилотажные модели делали из фанеры. Для облегчения конструкции в дереве вырезали отверстия по внешнему контуру. Летали самолетики на двигателе внутреннего сгорания, но на привязи.
К авиамодели крепился специальный трос, идущий от ручки управления пилота, и самолет послушно наматывал круги. Это обстоятельство, кстати, и не позволило Игорю продолжить занятия – подводил вестибулярный аппарат, кружилась голова.
– Сейчас возможностей больше, авиамодели на радиоуправлении и аккумуляторах, – улыбается собеседник.
Модели – планеры – выполнены таким образом, чтобы когда закончится топливо или разрядится батарея, удержаться в воздухе и спланировать вниз. Конечно, пилоты стараются не допускать критической посадки, а садят самолет самостоятельно.
Но как на настоящем самолете, так и на игрушечном особая ответственность и сложность заключается в том, чтобы посадить его без происшествий. И если у пилотов аэробуса есть множество приборов, данные о погоде и ветере, диспетчерское сопровождение, то пилоты авиамоделей ведут свои самолеты на посадку, надеясь на опыт и удачу. Даже небольшой ветер для планера может стать серьезной проблемой, особенно с учетом того, из чего он сделан.
– В России авиамоделирование до сих пор это развито, есть специализированные магазины. Мы же в качестве материала в основном используем потолочку, – делится опытом мастер. – Эта модель – копия ЯК-12, лёгкого многоцелевого транспортного самолёта, но попроще, и заряда аккумулятора хватает на пять минут полета.
Игорь признается, что к каждой модели надо привыкнуть, чтобы знать, какие фигуры пилотажа ей доступны. Есть желание купить экшн-камеру GoPro, чтобы зафиксировать полет во всей красе.
По словам собеседника, трудно описать ощущения, он и не пилот, и не диспетчер, он просто человек, который поднял в воздух самолет, сделанный своими руками. Ему доставляет радость восторженно следить за полетом авиамодели, считая секунды счастья и отсчитывая, когда придет время посадить самолет на землю, и поменяв аккумулятор, вновь отпустить его в небо.