Суд над чувствами провели артисты павлодарского каздрамтеатра

Суд над чувствами провели артисты павлодарского каздрамтеатра
Фото: Константина Шелкова

Зрителям показали, как расставание перерастает в человеческую трагедию для одних и сухую статистику для остальных, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Спектакль «Встреча и расставание», поставленный в казахском драматическом театре имени Ж.Аймаутова по мотивам знаменитого произведения Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», – точный и болезненный разговор со зрителем о хрупкости человеческих отношений.

Режиссёр Адилет Аканов сознательно отказывается от пышных декораций, и именно этот минимализм становится одним из главных художественных достоинств постановки, где больше внимания уделяешь именно актёрам и их игре. На сцене всего несколько предметов-символов.

Стол как центральный элемент сценического пространства в зависимости от ситуации становится то постелью, то трибуной для признаний, то помостом для обвинительных речей, то судилищем. Он объединяет и одновременно разделяет героев, как это часто происходит и в реальной жизни. 

Стена, испещрённая трещинами, – это одна из сильных визуальных метафор. Она не фон, а образ той самой стены, которая постепенно вырастает между когда-то близкими людьми. Под ударами быта, взаимных претензий и невысказанных обид она трескается, но не рушится, а напротив, становится непреодолимой преградой.

Над всем этим нависает люстра, увешанная заявлениями о разводе. Время от времени судья снимает их, словно фиксируя очередной приговор любви. Этот образ пугает своей обыденностью: развод – это рутина, в бумаге исчезают живые чувства.

Фигура судьи – один из самых интересных и многослойных образов спектакля. Она не только проводит формальный бракоразводный процесс, но и выступает судьёй совести и разума. Его обращения к Мироновым, Козловым, Биляевым, Керилашвили, Шумиловым и Никулиным – попытка достучаться до последнего островка здравого смысла, надежда на то, что разум возобладает над эмоциями.

Особенно выразительно звучит фраза о чёрных и белых полосах жизни из уст судьи в чёрной сутане с белым шарфом: намек на многогранность мира, тогда как для героев всё пока окрашено в сплошную тьму. Это чистый символизм.

Ещё одним сильным режиссёрским ходом можно назвать появление всех пар прямо из зрительного зала. Они выходят, словно вырываясь из нашей повседневности, той самой жизни, где подобные истории – уже норма. Но и они же – уже со сцены – просят взглянуть на происходящее иначе,  с попыткой осмысления. Кто знает, возможно, для кого-то в зале этот спектакль станет тем самым предупреждением, которое остановит от рокового шага в будущем.

Причины разводов на сцене до боли узнаваемы: не сошлись характерами, пьянство, вмешательство родителей, измена, абьюз, эмоциональное охлаждение. Всё без прикрас и театрального пафоса.

Красной линией через весь спектакль проходит история Кати и Мити: непонимание, крики, угрозы, разрушительная сила слов и поступков.  Финал трагичен – женщина не выдерживает и сходит с ума, словно спектакль ставит жирную точку в вопросе о том, к чему приводит систематическое уничтожение любви.

Вывод, к которому подводит «Встреча и расставание», прост и страшен одновременно: развод – это не момент, а процесс, в котором участвуют оба, и каждый несёт за него ответственность. Спектакль не предлагает рецептов спасения, кроме одного: не торопиться с выводом, не делать резких движений от и в сторону. Ведь вовремя сказанное слово – это главная ценность любых отношений, у которых всегда есть шанс на вечность.