В Павлодаре огранили «алмаз балетного искусства»

В Павлодаре огранили «алмаз балетного искусства»
Фото Ольги Бугаевой

Сцену местного Дворца культуры имени Естая превратили в арену для корриды. Декорации были минимальные: красный фон с изображением быка и стулья для «зрителей» и «горожан». Этого хватило, чтобы передать метафору арены жизни, где разыгрывается человеческая трагедия. Её свидетелем стала корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Два вечера балета и один – с исполнением оперной певицы Марии Мудряк под музыку симфонического оркестра привёз в Павлодар театр «Астана Балет». Для местной сцены столичная труппа почти из ста человек выбрала два «алмаза» – «Кармен-сюиту» и «Триумф».

– Это два совершенно разных балета. Первый – неоклассика, второй – чистая классика, где можно увидеть и традиционные балетные пачки, и поддержки, и вращения. «Кармен-сюиту» уже сложно назвать антиклассическим балетом. Когда его впервые ставили – да, это было что-то новое для зрителя. Но мировые тенденции меняются, и такие постановки стали частью репертуара. Хотя в «Кармен» есть особенные движения и позы, в её основе – классический танец, – говорит ведущая солистка «Астана Балета» Татьяна Тен.

Страсть

«Кармен-сюиту» считают алмазом балетного искусства прошлого столетия за колорит, контрасты, экспрессию, хореографию, историю и музыку. В её основе – опера Жоржа Бизе по новелле Проспера Мериме. Балет впервые поставили в 1967 году на сцене Большого театра, музыкальную транскрипцию на темы оперы писал композитор Родион Щедрин.

В Павлодаре партитуру «расшифровал» состав столичного симфонического оркестра. Под его исполнение Кармен знакомится с молодым солдатом Хозе, очаровывает его настолько, что мужчина решается спасти девушку от заключения в тюрьме. Свободолюбивая Кармен вскоре начинает заигрывать с блистательным Тореро, замечая ответные чувства, и это терзает несчастного Хозе. В ярости солдат прогоняет Коррихидора, готового вернуть его в казарму.

Оценив, что Хозе готов ради неё поступиться своей честью, Кармен возвращается к нему, а позже вновь обращает взор на Тореро. Трагичный финал для цыганки предвещает Рок, но девушка пренебрегает предупреждением. Она отвергает Хозе, а тот в страстном порыве закалывает возлюбленную кинжалом.

– Как исполнитель, я очень люблю неоклассические балеты, потому что там ты можешь выразить своё чувство и индивидуальность в большей степени, чем в классических балетах. Классика подразумевает строгость, академизм, ты должен чётко соблюдать рамки. А в неоклассике ты можешь позволить себе больше, выйти за пределы своих возможностей, – призналась Татьяна Тен. – Думаю, каждая женщина внутри себя тоже почувствовала Кармен – какую-то страсть, может быть, уснувший трепет, и уже по-другому будет себя воспринимать.

Канон

Во втором акте столичные артисты представили эксклюзивную постановку театра – «Триумф». С ней несколько лет назад в качестве хореографа дебютировала бывшая ведущая солистка «Астана Балета» Айнур Абильгазина. 

«Триумф» – именно то, что представляешь при слове «балет»: пачки, колеты и трико. Одноактная постановка следует канонам классического танца – с гибкостью и пластикой, чёткостью, высокими прыжками, сложными поддержками и вращениями. И это умещается в 15 минут.

Свою работу Айнур Абильгазина описывала как «воспевание классического искусства на языке академического танца». Передать это чувство артистам помогает музыка Чайковского – в постановке звучит финал его сюиты для оркестра №3.  

– В начале такая торжественная музыка, и она уже говорит о триумфальности классического танца. В этом гимне отражена вся суть балетного искусства – грация, торжественность, совершенство и величие. Я думаю, постановка передаёт жизнерадостность, вдохновение, ощущение полёта души. Мне приятно танцевать этот балет. Это классика, которая никого не оставит равнодушным, – считает Татьяна Тен.

Она добавила, что танцовщикам и музыкантам было комфортно выступать в Павлодаре. На это повлияла и сама сцена – площадка удобная и компактная, и горожане. По мнению Татьяны Тен, в областном центре благодарные зрители – горожане хорошо принимают артистов, и те чувствуют «обратную добрую энергетику».