Дефицит топлива в Казахстане: почему повышение цен на ГСМ – необходимый шаг

Дефицит топлива в Казахстане: почему повышение цен на ГСМ – необходимый шаг

В министерстве энергетики предложили свой план выхода из кризиса дефицита топлива на внутреннем рынке, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz

Как рассказал министр энергетики РК Болат Акчулаков на брифинге СЦК при Президенте РК, после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность достигла почти 17 млн тонн в год.



– В прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, мы ощутили нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме 350 тыс. тонн (без учета зимнего ДТ) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива, – подчеркнул министр.



Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт и «серый» экспорт в соседние страны. Причина – разница цен. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ.



– В России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, в Кыргызстане 390 т/л, в Узбекистане 480 т/л. По самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива, порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено «серым» экспортом.



Маржа от перепродажи казахстанского ДТ за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до $140 млн в год.



– В марте текущего года мы видим рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%. В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно «утекать» в другие страны в еще больших объёмах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн, – заявил министр.



По его данным, если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас казахстанские НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие шесть лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно.



– С текущими ценами сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. С такой разницей в ценах «переток» в соседние страны как был, так и будет продолжаться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта, – резюмировал Болат Акчулаков. – Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы «теневого» рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу.



В качестве решения по стабилизации внутреннего рынка ГСМ министр энергетики предложил повысить предельные розничные цены, в частности на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тг за литр (рост 11%). А цена на дизель составит 295 тг. за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230 до 260 тг. (в среднем рост 20%).


 
– Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны, – подчеркнул министр энергетики Болат Акчулаков.



Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня.

Фото Константина Шелкова