Нейросети и тренды: чему научили павлодарских авторов на крупном форуме
В столице завершился ежегодный Astana Media Week-2023. Корреспондент @Pavlodarnews.kz побывал на конференциях и мастер-классах, собравших журналистов, блогеров, пресс-секретарей и инфлюенсеров со всех регионов страны и зарубежья.
Astana Media Week проводят в Казахстане уже в седьмой раз. В этом году темой выбрали тенденции, изменения и этику. Три дня в столице ведущие эксперты из Казахстана, России, Кыргызстана, Турции, Кореи, Эстонии решали, как адаптироваться и остаться на плаву в стремительно меняющейся медиасфере.
Для участников медианедели подготовили панельные сессии, неформальные конференции, авторские мастер-классы, выставку и кинопоказ.
– Медиа затрагивает все сферы общественной жизни. В отрасли постоянно меняются методы, платформы, средства коммуникации и передачи сообщений. Очевидно, это вынуждает СМИ адаптироваться к инновациям, постоянно развиваться и совершенствоваться, – обратилась к участникам заседания министр культуры и информации РК Аида Балаева.
На первом пленарном заседании обсуждали цифровую ответственность и безопасность СМИ. Вице-министр культуры и информации РК Евгений Кочетов рассказал о новом законодательстве об онлайн-платформах, внедрении казахского языка в интерфейсы мессенджеров и соцсети, распространение фейков. Неизбежные перемены в СМИ слушатели и эксперты разбирали на панельной сессии. Участники обсуждали, почему социальные сети вытесняют традиционные издания, закончился ли век бумажной прессы, станет ли у журналистов меньше свободы слова и каких законодательных новелл «медийщикам» ждать в скором будущем.
Авторы искали способы удерживания внимание телеаудитории. Спикеры поделились данными о влиянии диджитализации на медиарынок и последними трендами в рекламных стратегиях.
– Чтобы быть независимым, коммерческим и успешным, нужно развивать личный бренд. Покажите другую сторону журналистики, что часами ждешь, когда выйдет министр, который потом от вас убегает. Новости везде одинаковые, а вот подача у всех разная. Покажите, что вы обычные люди, — посоветовал сооснователь агентства JKS Entertainment Асхат Халимов.
Второй день Astana Media Week открыла диджитал-выставка. «Альтернативная реальность» — попытка заглянуть в будущее Казахстана, используя искусственный интеллект. Её автор – художница с 15-летним стажем. Юлия Кравченко использовала искусственный интеллект при создании произведений. В её работах можно было разглядеть казахских женщин в космическом пространстве. Изначально автор публиковала свои работы в социальных сетях, и получила огромный отклик от пользователей. В своих картинах автор раскрыла темы сестринства.
– Эта выставка – результат многолетней работы и исследований. Я использовала искусственный интеллект для создания произведений искусства, которые помогут нам задуматься о будущем, о нашем месте в нём, и о том, как технологии могут изменить этот мир, – объяснила Юлия Кравченко.
На отдельных сессиях опытные журналисты рассуждали о важности локальных СМИ. Один из спикеров, представитель Arasha.kz Омиржан Абдихалык отметил, что региональные авторы всегда будут и останутся важным звеном журналистики в Казахстане.
– Интернет-порталы в регионах за последние годы поднялись достаточно хорошо. Можно привести в пример Западный Казахстан, Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорские интернет-СМИ. Их преимущество в том, что они выбирают темы, которые на республиканских сайтах считают неинтересными,– говорит Омиржан Абдихалык.
Также эксперты затронули тему подготовки будущих журналистов. По словам заместител председателя правления Maqsut Narikbayev University Ерболата Мухамеджана, большая часть нужных книг для авторов в основном на английском языке.
– Чтобы перевести эти книги на русский, нужно как минимум два-три года. Думаю, в конкурентноспособной среде знать английский язык необходимо. Нужно журналистов обучать три года и не делить их в университете сразу на операторов, телеведущих, газетчиков. У студента должны быть сразу все качества, чтобы быть конвергентным журналистом, – считает Ерболат Мухамеджан.
Такой практикой пользуются на телеканале TARAZ24.
– У нас есть три журналиста, которые и пишут сюжет, и снимают, и монтируют конечный продукт. То есть выполняют функции сразу трех людей. Конечно, зарплату я им начисляю в три раза больше, – добавила директор телеканала Зарина Куатова.
Пресс-секретари Павлодарской области участвовали в серии специальных семинаров, направленных на повышение и развитие кадрового потенциала в отрасли. Слушателей учили современным инструментам системы мониторинга информации для пресс-служб, а также фактчекингу.
Форум собрал более двух тысяч гостей, 60 топ-менеджеров медиаиндустрии Казахстана и зарубежья, представителей около 20 республиканских телеканалов и более 50 продакшн-компаний.
Напомним, Astana Media Week завершился награждением финалистов премии «Urker-2023». В номинации «Лучшая фотография года» победителем признали павлодарского журналиста Валерия Бугаева.