Павлодарские женщины на страже гостайны и защите страны(ФОТО)
По мнению корреспондента @Pavlodarnews.kz , есть два понятия, дорогие сердцу мужчины – женщины и оружие, а в женщине-военнослужащей эти понятия слились воедино.
Начальник подразделения секретного и мобилизационного делопроизводства Марина Малютина служит в казахстанской армии 15 лет. В ее обязанность входит охрана государственных секретов и информационной безопасности штаба. Но из своего жизненного пути в погонах она тайны не делает.
– Когда я восемнадцатилетней девушкой пришла в военкомат устраиваться на работу, мне там все понравилось. Служить очень хотел отец – не прошел по здоровью, но у меня, видимо, душа солдата, поэтому мне служба в армии пришлась по сердцу, – улыбается собеседница. – Мои первые учителя и командиры Мурат Кожахметов и Александр Подойницын, ветераны-афганцы, стали для меня примером воинской чести и отваги.
По ее рассказу, в армии нет полов, есть только звания, поэтому подчиняешься ты не мужчине или женщине, а старшему по званию. Хотя, как бы там ни было, женщина всегда остается женщиной, и мужчины это помнят и вообще берегут своих очаровательных товарищей по оружию. В частности, женщины дежурят только днем, и в праздничные дни девочкам могут дать выходной.
– Но в критической ситуации мы встанем с мужчинами наравне и будем защищать Родину там, где прикажут. Мы идем на службу, изначально понимая, что будем подчиняться, – объясняет Марина. – Военный – это человек, который всегда тебя защитит, встанет за тебя, незнакомого ему, горой. Он оперируют четкими понятиями: «Свой – чужой». Свои – граждане страны, служить которой ты присягнул. Чужой – тот, кто угрожает их жизни и свободе.
Будучи в звании сержанта, она обязана уметь стрелять из автомата. Стрелковая подготовка каждый месяц, с выездом на полигон. Говорит, что стреляет метко, может выбить 80 из 100 баллов.
Казалось женщина, дарительница жизни, – противоестественно видеть ее несущей смерть нажатием курка, но у Марины свой взгляд на этот счет.
– Когда будет угрожать опасность мирным жителям, военный обязан встать на их защиту, в том числе используя оружие на поражение. Конечно, не хочется, чтоб этот момент когда-либо наступил, но если что – рука не дрогнет.
За столько лет службы трудно абстрагироваться от нее даже дома, сам образ жизни накладывает свой отпечаток.
По словам Марины, тем девочкам, которые собираются служить, она прежде говорит: подумай, хочешь ты этого или нет. Ты идешь на службу, где есть свои правила, требования, подчас жесткие, но ты должна им следовать, потому, что надела погоны. Важным критерием является физическая подготовка и самодисциплина – без дисциплины нет службы. Нужно уметь планировать, четко выполнять свои функциональные обязанности, исполнять приказы.
– Ты не гражданское лицо, захотел – пришел на работу, захотел – не пришел, прогулял, отпросился. Мы 24/7 на связи, так что отключить мобильный, поставить его на беззвучный режим мы не можем. Вызов по тревоге, приказ командира – и ты прибываешь в часть.
Армия – это строгий мир, так что без самодисциплины в нем будет очень сложно, если не невозможно. Но если ты любишь армию, она станет для тебя родным домом, который ты будешь защищать, так же как и Родину.
С ней соглашается старший помощник начальника отделения воспитательной и социально-правовой работы воинской части Нацгвардии 5512, психолог Жанар Жангозина.
– От девушек в Нацгвардии требуют быть в физической форме, уметь обращаться с огнестрельным оружием, метко стрелять. Сохранять деловой стиль в одежде, четко выполнять свои обязанности и быть готовым проявить навыки в боевой обстановке.
Жанар пришла в армию вслед за мечтой о военной форме и службе. После обучения в Усть-Каменогорске ее перевели в Павлодар, потому что она прекрасно говорила на казахском языке, а здесь служат выходцы из южных регионов страны, и местным кадрам сложно наладить с ними психологический контакт в силу языкового барьера.
Казалось бы, зачем психолог в армии? Как-то обходились без них. Жанар объясняет, что находясь в незнакомой обстановке, скучая по родителям, девушке, нервно реагируя на командный голос командиров, некоторые молодые люди, призванные в армию, испытывают своеобразный стресс и признаются в нежелании служить.
Возникают и личные мотивы: на гражданке остались девушки, с которыми, бывает, даже не расписаны, но они уже в положении, и звонки домой не улучшают настроение солдата, который выслушивает плач, слёзы отчаяния, что теперь девушка осталась одна. И с этими трудностями адаптации приходится иметь дело психологу, который старается вернуть бойцам душевное спокойствие, в том числе беседуя с родными и близкими.
– После прихода молодого пополнения солдаты беседуют с психологом, который проводит свою сортировку военнослужащих по психологическому состоянию, – поясняет Жанар Жангозина. – Есть адаптированные, есть нейтральные, а есть и слабые в психологическом плане солдаты. Мы с ними работаем. До наступления адаптации к условиям армейской жизни военнослужащие из «группы риска» служат в тыловых ротах и к оружию не допускаются.
Так что же даёт служба в армии женщине? Жанар Жангозина отвечает издалека: мужчину армия дисциплинирует, укрепляет и физически, и психологически, учит обращаться с оружием, помогает получить смежные профессии водителя, механика, радиста, повара, а женщина-военнослужащий будет вдвойне стараться, чтобы сравняться в знаниях и умениях с мужчиной, оставаясь при этом женщиной. Потому что ей надо успевать и дома быть супругой, матерью, дочерью, и на службе грамотным офицером, уметь стрелять, ездить на машине и с честью нести обязанности по защите государственных интересов.
Фото Константина Шелкова