Секреты профессии: фотограф
Как инициатива может стать профессией на всю жизнь, выяснял корреспондент @Pavlodarnews.kz
Сотрудник отдела информационных технологий аппарата акима Павлодара Алибек Дженалинов фотографом стал практически случайно – предложил фиксировать внутриаппаратовские мероприятия: государственные праздники, выезды, спортивные встречи.
Инициативному активисту приобрели фотоаппарат, объектив, недорогую вспышку, и с тех пор уже 18 лет он бессменный фотограф городского акимата.
– Опыта набирался на ходу. Сейчас, наверное, это дико звучит, но почти 20 лет назад не было никаких мессенджеров, соцсетей, только-только появился Facebook – так что спросить и посмотреть, что и как, было не у кого и негде. Но ничего, со временем количество снимков переросло в качество, – говорит фотограф.
Алибек работает в своем любимом жанре репортажной съёмки.
– По моему мнению, этот жанр подразумевает все виды: портрет, пейзаж, спорт. Ни разу не фотографировал макросъемку, но если была бы такая необходимость, снял бы, – убежден наш собеседник. – Есть своя сложность в съёмках официальных мероприятий, а именно совещаний. Для фотографа это статика, а значит, однообразие. Много протокольных вещей, много ограничений, особо не разгонишься в творческом плане. Нам самое главное – знать, какой свет в помещении, и точки, с которых можно и нужно снимать.
Другое дело выездные съемки – «в поле», как говорят репортажники.
– На выезде я получаю такое удовольствие, что иногда забываюсь, и мне уже говорят: «Алибек, все, поехали, поехали, времени нет!» – с улыбкой признается фотограф. – Еще мне нравится съемка детского праздника. Это броуновское движение, экшен: ребятишки бегают, какая-то хаотичность красок, шариков, и при этом искренние улыбки детей. Сама по себе съемка тяжелая: вспотею бегать, ловя в объективе неуловимое, отсниму немыслимое количество кадров, но на выходе обязательно получу радостных, улыбающихся деток на ярких, красочных снимках.
Алибек убежден: фототворчество – это прежде всего удовольствие.
– В коммерческой съемке со временем у людей атрофируется какое-либо желание фотографировать. Просто это бизнес, это деньги, от творчества нет радости, и творчества нет, – размышляет Алибек. – Моя работа фотографа в акимате, к сожалению или к счастью, не оплачивается. Думаю, что это все же хорошо: деньги не убили во мне творческое начало.
Фотограф выработал для себя некоторые правила.
– Например, шахматный турнир. Фотографируешь без вспышки,чтобы людей не отвлекать, убираешь механический затвор, оставляешь цифровой. Передвигаешься спокойно, бесшумно. Я, например, всегда выбираю для работы максимально комфортную и мягкую обувь – кошачьи лапки. Тихо, незаметно отснял всё и ушел, – поясняет Алибек, добавляя, что не чурается и постановочного фото. – Не всегда то, что ты хочешь получить в кадре, получается поймать в ходе съемок, поэтому прибегаешь к постановке.
Собеседник убежден: с точки зрения творчества фотографом может быть любой человек, даже безрукий и слабовидящий, но чтобы стать фотографом-репортажником, требуются хорошие физические данные.
– Начнем с того, что человек не имеет права бояться высоты, он должен быть выносливым, крепким настолько, чтобы передвигаться с грузом за спиной, умудряясь снимать в предложенных условиях, – перечисляет Алибек. – Поясняю насчет своего груза: сумка 1,5 килограмма; 1,2 килограмма фотокамера; три объектива – 3 килограмма. Фотовспышка, запасные аккумуляторы для вспышки и камеры и в довесок дрон. В жару – литр воды с собой обязательно. И того почти 10 килограммов за плечами.
Фотограф, как и оператор, предпочтителен высокого роста, с длинными руками.
– Он должен быть выше других, чтобы видеть всю картину в целом, особенно на праздниках. Длинные руки позволяют пролезать с камерой между спин или хотя бы сделать общий план над головами.
Работая «в поле», априори сталкиваешься с людьми, которые не желают попадать в объектив камеры и препятствуют работе фотографа.
– Случаются конфликты в торговых домах, когда идешь снимать своих детей, родственников, а охранники стремятся доказать тебе, что у них здесь свои внутренние правила и снимать у них нельзя, хотя ничего выше Конституции РК быть не может: статья 20 гарантирует гражданам свободу слова и творчества. А фотография – это несомненное творчество, – замечает собеседник. – В конце концов доходит до разговора с начальником службы безопасности ТД, по итогу хоть ты и доказал свою правоту, но настроение для съёмок уже категорически испорчено.
В завершение Алибек дает совет тем, кто хочет стать фотографом: ходите больше с камерой на прогулки, встречи, сборы, путешествия, эксперименты. Найдите единомышленников – вместе познавать и учиться веселее. Если повезет, найдите наставника, который немного подскажет, объяснит, подтолкнет в правильном направлении. Или вашими «наставниками» могут стать тематические ролики на Youtube.
– И помните: смартфон, каким бы замечательным он ни был, не заменит вам фотокамеру и ее оптику. Можете просто сравнить их размеры, чтобы это понять, не говоря уже про начинку этих устройств – один заточен только на обработку снимков, второй выполняет множество различных функций.
Алибек уверен: фотограф не должен работать впустую, ему нужна мотивация, и дело не только в вознаграждении. По его словам, существует пять видов наслаждения от профессии фотографа: сама съёмка, процесс скидывания отснятого материала на компьютер, отбор лучших кадров, редактирование до совершенства, передача фотоснимков людям и их обратная реакция, благодарность за отлично выполненную работу – запечатление мгновения в вечности.