Секреты профессии: инструктор вождения мотоцикла
Павлодар – идеальный город для мотоциклистов: дороги приемлемые, столичных пробок нет, высокая культура вождения автомобилистов. Своими наблюдениями с корреспондентом @Pavlodarnews.kz поделился павлодарский инструктор по вождению мотоцикла.
По мнению Сергея Черкасец, прежде чем сесть на мотоцикл, хорошо бы уметь кататься на велосипеде. Потому что учиться держать равновесие на мотоцикле чревато минимум разбитой техникой, максимум – ущербом для здоровья.
– Обучаемся на оборудованной площадке, без выезда на дороги общего пользования. Средний возраст обучаемых – 30 лет. Если ученик моложе 16 лет, то с ним занимаемся только с письменного разрешения родителей. Подростки могут научиться управлять мотоциклом или скутером, – говорит инструктор.
Однако допустимый возраст – это еще не все. Инструктора волнует, сможет ли курсант удержать мотоцикл, и позволяет ли рост достать ногами до земли. Если нет, то в обучении ему отказывают.
– Беседуем, выясняя степень ответственности, с которой человек подходит к обучению, узнаем про имеющиеся навыки, опыт вождения. Случается, приходят автолюбители, – поясняет собеседник. – Если всё в порядке, учимся самому простому – трогаться с места, и, проехав несколько метров, останавливаться. Добиваемся стабильной проездки, чтобы двигатель не глох, мотоцикл двигался без рывков и плавно притормаживал.
Основа езды на мотоцикле – усвоить навык работы сцепления, без этого сложно входить в поворот, и есть вероятность падения.
По словам Сергея, за все время обучения только один ученик – 55-летний автолюбитель – так и не смог перестроиться и принять, что то, что он делал ногами: выжимал сцепление, жал на газ и тормоз – теперь надо делать руками. Пробовали разные варианты, ничего не помогало. В конце концов, оба пришли к выводу, что мотоцикл – это не его.
Усвоив простое, ученики под руководством мотоинструктора осваивают более сложное – маневры движения: развороты, восьмерки, змейки.
– При заходе в поворот мы корректируем баланс, перенос веса тела налево-направо, объясняем, где необходимо наклонить мотоцикл, где самому выпрямиться, где увеличить скорость, – объясняет Сергей.
По его мнению, если человек изначально научится правильно пользоваться сцеплением, тормозом и телом, ему будет легче пересаживаться на другую технику, которая может отличаться только в мощности, весе и размере.
Уделяется время наставлениям об экипировке. Кроме шлема для безопасности во время езды рекомендуются наколенники и «черепаха», чьи витые щитки закрывают позвоночник, грудь, плечи и локти мотоциклиста.
Эта защита поможет сохранить жизнь и здоровье при падании, но разумеется, слабо поможет, если человек врежется на скорости в сто и более километров. Однако предполагается, что все участники ПДД, включая мотоциклистов, обязаны соблюдать скоростной режим.
– Некоторые не понимают, что мотоцикл разгоняется быстрее машины и способен достичь скорости 60 километров за две секунды. Мотоциклист, попавший в ДТП, как правило, не справился с управлением или неправильно затормозил. Мотоцикл может быстро остановиться, но только при должных навыках водителя, – говорит инструктор.
По наблюдению собеседника, есть три типа автолюбителей по отношению к мотоциклистам. Первые – кто мотоциклы ненавидит: могут подрезать, резко затормозить, сигналить сзади, прижимать к обочине. Вторые – кто их обожает: пропускают, моргают фарами, машут рукой. Третьи равнодушны настолько, что могут попросту не заметить мотоцикл.
По мнению Сергея, никакая другая техника не даст таких эмоций и чувства свободы. Это возможность чувствовать на себе ветер, солнце, обозревать всё вокруг. В городских условиях мотоцикл удобен, он мобильный, маневренный, особенно в пробках.
Как правило, хватает одного курса занятий, редко кто-то идет на второй. Зачастую на обучение приходят с затаенной детской мечтой, а уходят с ее воплощением, получая возможность кататься безопасно и аккуратно, с должными навыками, уверенно чувствуя себя на дороге.
Константин Шелков
Фото автора