«Синдром 1 сентября»: как павлодарским школьникам провести этот день с улыбкой

«Синдром 1 сентября»: как павлодарским школьникам провести этот день с улыбкой
Фото pixabay.com/strausadolf

Летние каникулы закончились, и вновь дети возвращаются за парты, так что у учеников всего мира есть повод для грусти. О том, как её преодолеть, корреспонденту @Pavlodarnews.kz рассказала павлодарский психолог Ксения Волкова.

Даже взрослые признаются, что этот день вызывает у них какой-то мандраж. Первыми о «синдроме 1 сентября» заговорили медики, отмечая апатию и тревожность, возникающие у детей и взрослых. Тему подхватили психологи. 

– Даже если ваша жизнь никак не связана со школой, вы давно окончили учёбу, эта дата вызывает стресс просто как окончание лета. Впереди зима, скучные будни и так далее, – говорит психолог. 

Просто поговорим

Для школьников, понятно, стресс связан с началом учебных занятий. У некоторых – с переходом в другую школу. Ребёнок переживает, как будет принят в новом классе. Для детей, переходящих 1 сентября из школы в колледж, смена условий обучения тоже вызывает чувство тревоги – новые учителя, новая учебная программа.

Такой стресс – нормальное явление, считает Ксения Волкова. Процесс адаптации просто необходимо пережить. И тут всё зависит от человека, от устойчивости его нервной системы. Кто-то может грустить несколько дней, а кому-то для выхода из стрессового состояния нужны недели. 

Для детей в этот период особенно важна родительская поддержка. Мамы и папы должны понимать, что у ребёнка начинается новый этап, а в юном возрасте такие процессы переживать гораздо сложнее. Как оказать поддержку? Для начала поговорить. 

– Сядьте рядом с ребёнком и обсудите, какие у него есть страхи, переживания. А может, переживаний и вовсе нет, может, ему даже интересно сменить окружение и пойти в другой класс. Всё зависит от ребёнка, но все эти вещи нужно проговорить, – поясняет психолог.

Самая плохая тактика – пытаться «образумить» ребёнка. Фразы «Ну, что ты плачешь, как маленький», «Мне стыдно за тебя!» и другие из этого арсенала лучше не применять. Ребёнку важно понимать, что его эмоции важны, нужны, именно в этом и будет проявляться лучшая родительская поддержка. 

Устал? Побегай!

С психологом Ксенией Волковой мы поговорили и о перестройке дня школьника с летнего режима на осенний. По её мнению, здесь самое главное, чтобы ребёнок научился грамотно распределять своё время. Обязательно после школы нужно отдохнуть. Лучший отдых при этом – смена деятельности. Лежать весь вечер на диване – для ребёнка это неприемлемо. Да, можно около получаса передохнуть после школьного дня, но потом лучше сходить поиграть во дворе, подвигаться, побегать. Такая смена деятельности – оптимальный отдых для детского организма.

Что касается времени отхода ко сну, здесь тоже нужно ориентироваться на ребёнка. Кому-то достаточно лечь в 11 вечера и проснуться в 7 утра. Ребёнок просыпается бодрый – значит, всё в порядке. Но если ребёнок хочет спать, встаёт с трудом, возможно, следует уложить его пораньше.

– Поговорите с ним, объясните, что ему нужно больше отдыхать. Еще один выход – поспать вечером часик после школы. Это тоже приемлемый вариант. Не нужно записывать ребёнка на миллион кружков и «забивать» всё его свободное время. Здоровый сон и обычные игры во дворе не менее важны для детского развития, – считает Ксения.

Даже если ребёнок привык ложиться спать поздно, а в школу нужно вставать рано, постепенно его организм перестроится сам. От недосыпа дети сами будут засыпать раньше и восполнять свой сон. Главное, что нужно помнить родителям – на эмоциях не гнать своё чадо в постель. 

– С 13 лет у ребёнка ведущий вид деятельности – общение со сверстниками. И нужно дать ему эту возможность. Пусть погуляет во дворе, пообщается в социальных сетях. Следует пойти ему навстречу, возможно, вспомнить себя в его возрасте, – говорит психолог.

При этом ребёнок зачастую сам знает, как ему отдохнуть. Надо просто его услышать. Он сам вам скажет: «Я хочу спать», «Я хочу выйти во двор», «Я хочу побегать» и так далее.

Только любовь

Ещё одна неприятная тема, возникающая с началом занятий, – буллинг в школе.

– Тут как в медицине – заболевание легче не лечить, а предотвратить, – говорит психолог. – Взращивайте в своём ребёнке здоровую самооценку и уверенность в себе. Такой не даст себя в обиду. Даже просто словами он покажет, что его обижать нельзя. 

Родителям следует выстраивать с ним доверительные отношения, чтобы, даже если ребёнка начали травить, он смог прийти и рассказать об этом. Обращайте внимание и на внешние признаки. Когда ребёнок говорит: «Не хочу ходить в школу», попытайтесь в разговоре спокойно и мягко выяснить причину. 

– И что бы вы ни услышали, не воспринимайте это в штыки. Такие фразы как «Надо уметь давать отпор», «Ты, наверное, и сам виноват», «Перестань, мальчики не плачут» никак ему не помогут. Напротив, нужно с детства научить его принимать свои чувства и эмоции, – убеждена Ксения Волкова.

Как же взращивать здоровую уверенность в себе? Психолог рекомендует: дайте ребёнку проявить себя, свою самостоятельность и относитесь к этому уважительно. Если вы пытаетесь реализовать какие-то свои амбиции через ребёнка, возможно, есть смысл сначала самому пойти в терапию к психологу и решить свои личностные проблемы.

Самый главный ингредиент взаимопонимания с ребёнком – безусловная любовь к нему. Именно это поможет принять все его недостатки. Завышенные требования к ребёнку могут отразиться на его дальнейшей жизни. Став взрослым, он вынесет из детства главную идею: «Меня любят за…». И будет и дальше пытаться заслужить любовь, только уже от противоположного пола, друзей, коллег и так далее.

И, возвращаясь к теме 1 сентября, психолог резюмирует – важно принять все страхи ребёнка, тогда и он начнёт их принимать, а следом – и преодолевать. 

– Не нужно приучать его к мысли, что с ним что-то не так, словно только он переживает, только он стрессует. Вовсе нет, все мы в душе боимся чего-то, у каждого есть своя причина тревожиться, – говорит наш собеседник.

Специалист рекомендует показать школьнику, что все его переживания, в том числе и по поводу предстоящей после 1 сентября учёбы, – нормальны. Старайтесь фокусировать его внимание на позитиве – «Ты узнаешь что-то новое», «Найдёшь новых друзей» и так далее. Ребёнок относится к школе, к педагогам точно так же, как и его родители, «зеркаля» как негатив, так и позитив. А потому, давайте встретим первый день осени с улыбкой.

Фото pixabay.com