Во имя памяти и любви: «Альпийскую балладу» показали в Павлодаре

Спектакль не просто отдаёт дань исторической памяти, но и трогает за живое, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz
– Два необыкновенно сложных, трагичных дня оставляют след в истории девушки на всю жизнь, – прокомментировала перед началом директор Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус» Татьяна Людмилина.
История двух беглецов из концлагеря — советского солдата Ивана Терешко (в исполнении Александра Петрова) и итальянской антифашистки Джулии Новелли (Сюзанна Никалаян) – предстаёт перед зрителем не только как рассказ о физическом испытании измученных переходом через Альпы узников, но и как притча о стремлении к свободе, любви, человеческому достоинству и цене, которую, увы, приходится платить за всё это.
Простота форм и глубина содержания – так, казалось, выглядит кредо режиссёра спектакля Максима Кальсина. Скромные, на первый взгляд, декорации гор, задрапированные чёрным и серым сцены преображаются под лучом проектора, горы открывают нишу пещеры, дают возможность демонстрации восхождения и спуска. Хотя, конечно, они не более чем подспорье для главных героев. Обоих объединяет красный треугольник – знак политического заключённого и треугольник их пути через Альпы, в котором он, она и оно – желание обрести долгожданную свободу.
Мощный визуальный язык музыки, проекции и света – тоже полноценный участник действия, преображая пространство то в опасность, то в приют, то в угрозу, то в нежность, то в радость, то в горе, оставляя голубое небо символом надежды.
Александр Петров и Сюзанна Никалаян создают подлинный, глубокий дуэт, в котором физическая усталость, страх и надежда обретают конкретное, почти осязаемое выражение. Диалог между ними идёт на родных языках и языке врага, вынужденно выученном в плену.
Рассказчик (Андрей Вольф) всегда в черном, что тоже добавляет символизма в общую канву. Он повествует от имени эсэсовца, которому суждено погибнуть от взрыва бомбы, он выступает в роли местного жителя, у которого, угрожая пистолетом, беглецы забрали пальто и кусок хлеба, а также в роли сумасшедшего гефлинга, как тень преследующего пару, – невольный образ безумия, из которого бегут узники.
Весь их путь через Альпы от развороченных взрывом ограждений концлагеря, подстегиваемый смертельной опасностью преследования, суровостью климата и голодом, через красоту природы в свободный мир, не мог не родить в сердцах двух беглецов яркую, как звезда, любовь.
Любовь во всех её проявлениях становится ещё и кульминацией человеческой силы духа. Судьба дарит им только два дня рая для вырвавшихся из ада, полицейская засада обрывает счастье.
Финал, в котором судьба оставляет в живых только Джулию, это ещё и честная по своей сути дань правде миллионов, не переживших ужасов войны. Девушка как символ нежности, любви и жизни, возвращения к миру и созиданию выживает, чтобы помнить всё и не забывать ничего.
Павлодарские зрители увидели постановку, в которой говорили о боли без пафоса, о любви без сентиментальности, но искренно, и о человеке милосердия, сострадания и заботы как о самой великой ценности мира.