Городской телепорт: как павлодарский сварщик стал монорайдером

Городской телепорт: как павлодарский сварщик стал монорайдером
Иллюстрация Ольги Бугаевой

Сколько стоит экипировка и на какой путь хватит заряда уницикла – в материале корреспондента @Pavlodarnews.kz. 

38-летний сварщик-«международник» Думан Тусупбаев несколько лет работал вахтовиком, в том числе в Заполярье. Нередко приходилось бывать в Москве, где он впервые увидел человека на моноколесе. 

– Он пролетел мимо меня. Я подумал, что колесо сделал какой-то Кулибин, – вспоминает павлодарец. – Начал в YouTube искать информацию, посмотрел, как люди катаются на мониках, узнал, что они бывают разных размеров. 

ОБ ЭКИПИРОВКЕ

В сентябре прошлого года Думан Тусупбаев стал владельцем моноколеса Sherman-S. Транспорт обошёлся в 310 тысяч российских рублей (около 1,6 млн тенге). За самобалансирующимся унициклом павлодарец поехал в Москву, так выходило дешевле, чем если покупать его через интернет. Уроки управления будущий райдер брал в YouTube, через месяц начал понемногу кататься.

Первым делом Думан обзавелся наколенниками с шарнирным управлением и моточерепахой – защитным костюмом. Они обошлись в четыре тысячи российских рублей. Большая покупка – мотошлем LS2 – девять тысяч российских рублей. Вместе это около 68 тысяч тенге.

– Такой мотошлем входит в топ-10 и имеет европейскую и американскую сертификации, – подчеркнул собеседник. – На шлем установил зеркало заднего вида. Для этого использовал автомобильный держатель смартфона с максимально длинной стоечкой. К нему прикрепил автомобильное сферическое зеркало. 

Продолжением тюнинга стали боковые упоры. Их Думан Тусупбаев тоже заказывал отдельно из Китая, затем сам установил. Резиновые упоры защищают голень от жесткого корпуса моноколеса и улучшают управляемость им.

Подлокотник от ВАЗ 2107 стал сиденьем, а чтобы дождь не заливал батарейку, все электронные части райдер покрыл влагозащитой – использовал гидрогелиевую плёнку на смартфон и герметик.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Dum (@dum.882)

ОБ УПРАВЛЕНИИ

– Принцип управления моноколесом заключается в наклонах тела в нужную сторону переносом веса, – пояснил павлодарец. – Чтобы начать движение, нужно немного наклониться вперёд, а чтобы ехать задним ходом или остановиться – назад.

При полной остановке райдер удерживает равновесие, опустив одну ногу на землю, как это делают на двухколесном транспорте. С велосипедистами роднит и способ предупреждать о повороте – рукой.

– Когда учился управлять моником, падал. Но и сейчас, бывает, ловишь воблинг (раскачивание, – прим.ред.), когда неожиданно колесо начинает вилять между ногами, и можно потерять равновесие. В первый раз упал, сейчас могу справиться. Скидываю скорость, выравниваюсь и продолжаю движение, – объяснил Думан.

По словам опытных райдеров, после двух тысяч километров электрический уницикл «интегрируется в голову», управление становится интуитивным. Некоторые из них разгоняются до ста километров в час и выше, но для этого нужен скоростной мотор, другие колёса и ровная поверхность.

– Обычно я двигаюсь в потоке машин с той скоростью, которой он идет. Правила не нарушаю, в потоке мне безопаснее, – добавил мужчина. – У меня есть заводское приложение, оно дает звуковой сигнал, когда превысил скорость. ДТП не было у меня, если не считать, как однажды Lexus, сдавая назад, не увидел меня и едва не задавил.

Райдер назвал моноколесо городским телепортом, который позволяет быстро очутиться в любом конце города. На нем можно передвигаться по дороге, тротуару, велодорожке, спускаться по лестнице, срезать путь, что дает преимущества по сравнению с другим транспортом и позволяет открывать для себя новые уголки Павлодара.

– Моноколесо дает мне мобильность, – подчеркнул собеседник. – Чувствую себя настолько уверено на нем, что оно стало для меня безопасным. Оно не только кормит, но и дает массу эмоций. 

О РАБОТЕ

Думан Тусупбеков работает доставщиком. Каждый день он преодолевает почти 130 километров. Его одноколесный напарник намотал на спидометре уже 12 тысяч километров.

За это время износились подшипники. На восьми тысячах километров зимой их «съели» реагенты, весной – лужи. Моноциклист самостоятельно извлек старые подшипники, приобрел в магазине по маркировке автомобильные и сам заменил. На шиномотажке павлодарец несколько раз ставил заплатки на камеру, когда «попадал» на ямах. Для этого пришлось наполовину разбирать колесо. Сейчас стоит новая камера.

Полного заряда моноколеса хватит на 200 километров, если ехать 20-30 километров в час. Расход энергии растёт с увеличением скорости. На полную зарядку нужно восемь часов. Райдер подключает моноцикл к обычной розетке на 220 вольт. Транспорт энергоэкономичный, и на семейном бюджете практически не отражается, заверил павлодарец.

– У меня гибкий график, что дает возможность управлять главным ресурсом человека – временем. Моя максимальная скорость – 89 километров, – сообщил моноциклист. – Дальше уже страшно. Если хотите быстрее, нужен тюнинг. У меня тяговый мотор, он больше подходит для бездорожья, из-за этого брал. Я на нем уже и ступеньки преодолевал.

Нередко люди, которые замечают мчащегося на моноколесе мужчину, снимают его на видео. Думан относится к такому интересу доброжелательно. Кто-то пробовал на дороге «байговать», но, маневрируя между рядами машин, райдер уезжает.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Dum (@dum.882)

Если же горожане видят необычный транспорт припаркованным, интересуются у водителя управлением, просят сфотографироваться. Но бывает, когда не просто рассматривают, но и пытаются поднять компактный уницикл за ручку. А он хоть и смотрится небольшим девайсом с мотором, весит около 50 килограммов. 

– Если надо, включу моноколесо, буду держать, крутить, покажу, как управляю им. Но не надо за ручку его дергать, я же не дергаю за ручку заинтересовавший меня автомобиль, – говорит райдер.

Думан Тусупбеков не оставляет моноколесо без присмотра.

Однажды на каком-то перекрестке водитель поинтересовался, почему моноциклист не ездит по велодорожке. По мнению собеседника, она неудобная, узкая, имеет очень высокий бордюр, об который при падении можно удариться. К тому же нарисованная полоска в дождь скользкая.

– Бывает, что водители немножко поджимают тех, кто на велодорожке, – заметил мужчина. – Получается, с одной стороны автомашины, с другой – деревья, что небезопасно. Достаточно зацепиться за ветку, чтобы потерять равновесие.

Вне работы Думан увлекается рыбалкой, тягу к ней привил отец, когда жили в Майском районе. Еще не прочь поиграть в компьютерные игры, посмотреть с супругой кинофильмы, повозиться с внуками – они живут в Экибастузе. На рыбалку райдер ездит с 13-летним сыном. 

– Он на велике, я на колесе, мы проехали недавно так километров 20, ушло всего восемь процентов заряда, – вспоминает мужчина.

Думан Тусупбеков посоветовал самокатчикам и велосипедистам не пренебрегать защитой, надевать шлем и наколенники, даже если скорость движения будет небольшой.

Видео, фото @dum.882 и Куралай Шаяхметовой