Павлодарские истории: в одиночку к Эвересту

Павлодарские истории: в одиночку к Эвересту
Иллюстрация: AI

Корреспондент @Pavlodarnews.kz побеседовал с уроженцем Павлодара, кто в одиночку совершил велопутешествие из Алматы к Эвересту.

Как рассказал на проекте «Уютный вечер» Павлодарского дома географии Денис Желнин, увлечение путешествиями началось около десяти лет назад, когда он купил свой первый велосипед. С тех пор он почти перестал ходить пешком, постоянно ездил по городу и выезжал за его пределы, постепенно увеличивая дистанции. Тогда же появились мечты о дальних путешествиях. Он начал изучать велотуризм, снаряжение, маршруты, ночёвки, питание. Первым большим маршрутом стал путь из Павлодара в Алматы. Со временем желание ехать дальше росло, а спутников становилось всё меньше.

– Самое главное в путешествии – начать движение. После первого шага появляется понимание, как двигаться дальше. Всё остальное – опыт, встречи, решения – по ходу пути, – советует собеседник. – Я встречал людей, которые путешествуют автостопом без денег и документов, и мне нравился этот стиль замедленного исследования.

У него были поездки по Кыргызстану, Памиру, Алтаю. Большинство путешествий он совершал в одиночку. После переезда в Алматы был значительный перерыв, но жажда дороги не исчезла. 

– В какой-то момент стало ясно: нужен новый вызов. Так родилась идея доехать на велосипеде до Эвереста – самой высокой точки планеты, – вспоминает Денис. 

Завершить путь Кыргызстан – Такжикистан – Пакистан – Индия – Непал и обратно за 150 дней не удалось. Путешествие растянулось на 446 дней. Молодой человек преодолел перевал Хунджераб, что находится на границе между Китаем и Пакистаном. Достиг Исламабада – столицы Пакистана, в горной провинции Пакистана Гилгит-Балтистан он провёл около двух недель, выбившись из графика.

– Я решил не гнаться за сроками и путешествовать спокойно. Если место нравится, почему бы не остаться ещё на неделю? Я не люблю гонки: один раз участвовал в велогонке и понял, что это не моё. Дальше я ехал уже в своё удовольствие, – говорит велопутешественник. – Особенности Пакистана – из гостиницы меня не выпускали гулять самостоятельно, а прежде вызывали полицию для обязательного сопровождения. Приезжали трое или двое вооруженных автоматами ребят и говорили: «Ты можешь ходить где угодно, хоть всю ночь, хоть весь день. Ты свободен, но мы всегда будем следовать за тобой». Когда я поехал на велосипеде, за мной медленно ехал пикап, в котором находились трое полицейских. 

Однажды молодой человек хотел просто перейти через дорогу в магазин, чтобы не беспокоить по такому пустяку полицию, и с ним отправили охранника гостиницы, хотя и возмущались, что последний вынужден оставить свой пост без присмотра. 

– У местных нет проблем с оружием, достаточно посетить местный рынок. Идешь по торговому ряду и видишь: фрукты, орехи, автоматы, одежда, постельное белье, снова оружие, – перечисляет  собеседник. - В целом страна безопасна, но в провинциях действует террористическая организация, которая периодически устраивает взрывы.  

В столице Пакистана Исламабаде Денис узнал, что получить индийскую визу, путешествуя частным порядком по земле, почти нереально: люди сдают паспорта на полтора-два месяца, и большинство получают отказ. Поэтому он вынуждено оставил велосипед и полетел в Индию самолётом, где посетил Дели, Амритсар, Панджи.

– Амритсар – город небольшой по индийским меркам, но очень важный для сикхов, ведь это их духовная столица. Мужчины-сикхи носят оранжевые тюрбаны и всегда ходят с холодным оружием. Несмотря на грозный вид, сикхи крайне миролюбивые, добрые и спокойные люди, – утверждает путешественник. – Храмы называются гурдвары, там каждому бесплатно дают еду, ночлег и помощь. Есть общие столовые, где люди сидят на полу и едят простую пищу, иногда им предоставляют матрас для ночёвки или отдельную комнату с душем и Wi-Fi. Единственное негласное правило: если живёшь здесь дольше нескольких дней, просят помочь – почистить картошку, помыть пол или посуду.

Денис планировал после Амритсара ехать напрямую в Непал, но друзья позвонили и сообщили, что через три дня прилетают в Гоа, на другом конце Индии.

– Я оставил велосипед в отеле, договорившись забрать его через две недели (в итоге вернулся только через два с половиной месяца), и поехал в Дели на автобусе. Путешествие оказалось психологически тяжёлым: 10 часов громкой индийской музыки, плохие дороги и крайне неудобные сиденья, – отмечает собеседник. – Из Дели я пересел на поезд до Гоа. Путь занял около 35 часов. Вагон был простой, с резким запахом амиака, но относительно чистый, и мне удалось хоть немного отоспаться. Я хотел попасть в Гоа ещё и потому, что никогда раньше не видел океан. 

В Гоа он встретился с друзьями и познакомился с индийской медициной: в первый же вечер сильно порезал ногу, пытаясь открыть кокос ножом. 

– Больница выглядела жутковато: тусклый жёлтый свет, запах формалина, старая кушетка с въевшимися пятнами крови. Телефон пришлось сдать на время – снимать было нельзя. Сделали обезболивающее, прививку от столбняка, зашили рану. 

Возвращаться павлодарец решил не поездом и не самолётом, а на мотоцикле друга. Опыт был минимальный, предстоял путь около 3 тысяч километров через интенсивный индийский трафик. 

– Позже вернулся в Пакистан и пересёк индийско-пакистанскую границу в Вагах Бордер – единственном сухопутном КПП между странами, известном ежедневной церемонией закрытия границы, – вспоминает Денис. – Я прошёл её буквально за две минуты до закрытия и оказался в эпицентре настоящего стадионного шоу с криками, маршировкой и толпами зрителей. 

На фоне других непальская граница оказалась удивительно простой: никаких шлагбаумов, всё выглядит как обычная деревня. 

– Визу оформляют прямо на месте, хотя она довольно дорогая. Меня даже пустили в страну без визы, чтобы я съездил поменять деньги и вернулся, – удивляется Денис. – Непал сразу показался чище и спокойнее Индии. Я доехал до Покхары, прожил там около двух месяцев, а затем проехал кольцо Аннапурны – один из самых сложных, но и самых впечатляющих участков маршрута. Обычно люди проходят его пешком за две недели, мне понадобилось около месяца, потому что надолго останавливался в деревнях. 

Павлодарец всё время путешествовал один, что позволяло полностью погрузиться в маршрут и ощутить одиночество в горах.

– Мне очень понравилось подолгу оставаться в каких-то местах, в каких-то красивых, уютных городках, деревнях, не просто чтобы смотреть достопримечательности, памятники, а именно находить какой-то интересный райончик, обживаться в нем, как будто я уже 10 лет здесь живу, – объясняет собеседник. – Знаю, где хороший кофе, где офигенный бургер, где хороший вид из окна, где можно вечером прогуляться, меня уже местные узнают. Однообразие становится терапевтичным. Потом возникает лёгкий мандраж – предвкушение нового путешествия, когда я собираюсь ехать дальше. Эта иллюзия стабильности мне нравилась, я мог замедлиться, привыкнуть к месту и почувствовать его атмосферу.

После кольца Аннапурны он доехал до Покхары, а затем направился в Катманду – столицу Непала. Гималаи тянутся через всю страну, а в низине находятся крупные города. Дорога вверх была крайне тяжёлой, особенно до Луклы. В сезон дождей случаются оползни, сели, они сносят столбы электричества, интернета, прерывая связь с внешним миром на 3-5 дней.

– На маршруте шёл с велосипедом и снаряжением весом около 50 кг. Ехать на велосипеде часто было невозможно, приходилось тащить его как тележку, – говорит велосипедист. – Дышать тяжело, холодно, тропа крутая, местами ледяная. Дождей уже не было, но оставались снег и пурга. На маршруте много лоджий, где можно переночевать и купить еду. Туристов немного по сравнению с основной тропой после города Луклы, поэтому ощущение дикой природы сохраняется.

Базовый лагерь Эвереста начинается после последней деревни – Горакшеп. Оттуда дорога относительно ровная, но каменистая. Подъём на Калапатар тоже доставил трудностей, зато с него Эверест видно отлично, особенно на закате.

– Я продвигался очень медленно. Несколько групп туристов успели сходить, спуститься и улететь, а я застрял на восемь дней из-за отсутствия специального пермита для велосипеда. Его можно оформить только в Катманду, – качает головой павлодарец. 

Температуры были очень низкие: ночью до -20, днем -15, часто шёл снег. Пока находишься в движении, терпимо, но при остановках нужно надевать тёплую одежду.  

– Когда я только заехал в Непал, у меня были мысли после Эвереста не возвращаться домой, а поехать дальше, может, Австралия, Таиланд, Мьянма… Мьянма – сложная страна, опасная, да ещё периодически меняются правила въезда. Всё же я думал о том, чтобы продолжить путь после Эвереста, – признается Денис. – Все мои походы до этого я совершал в одиночку, и мне было комфортно, я не скучал по общению. Но затем ощутил, что дошёл до своей границы одиночных странствий, и осознал: всё, я хочу обратно в Казахстан, к родным, в свои края. И хотя путешествие пошло не по плану, но всё было прекрасно – я сделал многое, прожил опыт, который запомню навсегда. 

Путешественник отмечает, что по финансам можно путешествовать по-разному: минимально надо 100-200 тысяч тенге в месяц, лучше - 300 тысяч, всё зависит от желаемого уровня комфорта. Важно знание английского и соблюдение визовых правил.  

Денис Желнин отмечает: путешествие – это не только маршрут, но и опыт взаимодействия с людьми, местом, собой. Важно прочувствовать место, уметь прощаться с ним, сохраняя память о каждой детали, которую, может быть, уже никогда не увидишь.