Иртыш вновь связал Павлодар с мировым океаном

Это и привлекло миллиардного инвестора, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.
В Павлодаре на территории специальной экономической зоны идет строительство гидрометаллургического комбината «Ертис». Предприятие будет производить 15 тонн золота ежегодно. Стоимость проекта – свыше одного миллиарда долларов США.
Инвестора привлекло несколько факторов. Не последнее значение имело удобное расположение Павлодара, возможность подвоза оборудования водным транспортом. В частности, 50-метровый автоклав для извлечения золота из концентрата прибыл прямиком из Бельгии. Автоклав вышел в прошлом году из порта Антверпен, перезимовал на Обской губе и речным путем доставлен до Омска, а оттуда в Павлодар.
– Это было непросто, так как вы сами видите – это цельная конструкция. Его нельзя было доставить ни железнодорожным, ни авиационным транспортом: единственный путь –фактически через море. Вообще эта локация была выбрана в первую очередь из-за того, что по Иртышу можно сюда доставить оборудование, – сказал аким Павлодарской области Асаин Байханов.
Глава региона также ответил на вопрос возможности расширения судоходства и увеличения грузопотока по Иртышу. По его словам, для этого нужна большая программа и такие же большие суммы денег.
– Недавно мы обсуждали этот вопрос с нашими соседями из Омской области. Они заинтересованы в расширении судоходства. Проблема в том, что оттуда к нам мало что идет: мы туда везем щебенку, песок, цемент, а оттуда кроме продуктов пока ничего не прибывает. Вторая проблема – нам необходимо очищать русло на нашей и на их стороне. Большие суда нуждаются в расширении русла и расчистке дна. Для этого нужна какая-то большая программа. В нашем регионе таких средств нет – это десятки миллиардов в год, и на это уйдет два-три года, – говорит Асаин Байханов.
Аким области подчеркнул, что в плане логистических возможностей Павлодарская область – один из самых привлекательных и перспективных регионов Казахстана.
По информации специалистов, в 50-60-е годы доля грузопотока по Иртышу достигала трех миллионов тонн, пассажиропотока – до 2,5 миллиона человек ежегодно. С конца 80-х показатели пошли на убыль. Причин несколько: разрыв транспортно-логистических связей при распаде СССР, бесконтрольное изъятие песка и песчано-гравийной смеси из реки. Это привело к просадке русла, из-за чего уровень воды в Иртыше в районе Павлодара опустился до полутора метров.
В свое время оборудование для строительства одного из крупнейших мясокомбинатов СССР – Семипалатинского – доставлялось из Чикаго через Северный Ледовитый океан по Иртышу. Интересно, что этот американский город, несмотря на свою континентальную расположенность, благодаря одноименной реке и озеру Мичиган имеет выход в мировой океан. Именно это условие способствовало его становлению как одного из мощнейших культурно-экономических центров США.