Какие поправки внесут в Налоговый кодекс Казахстана

Какие поправки внесут в Налоговый кодекс Казахстана
Иллюстративное фото Константина Шелкова

Сейчас документ насчитывает 729 пунктов, которые эксперты расценивают как льготы, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz со ссылкой на Prodengi.kz.

Льготы ввели для стимулирования экономического роста и поддержки определённых категорий бизнеса. Такие меры должны привести к увеличению числа предприятий, созданию новых рабочих мест, снижению издержек на производство и, в конечном итоге, расширению налогооблагаемой базы. 

Однако, как показывает практика, в Казахстане ситуация обстоит несколько иначе. Когда разрабатывался действующий Налоговый кодекс, его инициаторы утверждали, что налоговые льготы станут мощным стимулом для развития бизнеса. Ожидалось, что малые предприятия, получив поддержку от государства, постепенно вырастут в средние и крупные компании. Однако, на сегодняшний день картина выглядит несколько печально. По данным последних исследований, 98,9 процента всех бизнесов в Казахстане составляют микро- и малые предприятия. В то время как доля среднего бизнеса составляет всего один процент, а крупных компаний – лишь 0,1 процента. Эта структура остаётся практически неизменной на протяжении последних пяти лет. 

Одной из причин такой ситуации является то, что многие предприниматели предпочитают оставаться в зоне налоговых льгот, чтобы минимизировать свои налоговые обязательства, вместо того чтобы расти и переходить в более крупные категории бизнеса. Эксперты отмечают, что в результате этого налоговые поступления от малого и среднего бизнеса оказываются практически равными, несмотря на то, что малых предприятий в стране значительно больше. 

Это является тревожным сигналом, указывающим на то, что существующая налоговая система требует изменений, а предприниматели нуждаются в новых стимулах для честного ведения бизнеса. Согласно ожиданиям, малый бизнес, получив поддержку, должен был перерасти в средний и крупный. Однако на практике мы наблюдаем ситуацию, когда 81 процент налогоплательщиков продолжают работать по упрощенной системе налогообложения, избегая перехода на общеустановленный режим. Это говорит о том, что многие предприниматели, стремясь сохранить налоговые льготы, прибегают к различным ухищрениям, дробят свои бизнесы на более мелкие единицы и продолжают пользоваться преимуществами минимального налогообложения, уклоняясь от законных обязательств. 

Более того, около 85 процентов таких предприятий декларируют свои доходы, используя упрощённые схемы налогообложения, что также вызывает вопросы о прозрачности и честности ведения бизнеса. Эта ситуация поднимает важный вопрос о необходимости реформирования налоговой системы, чтобы она действительно способствовала развитию бизнеса, а не поощряла уклонение от налогов. Важным аспектом, который следует учитывать, является то, что налоговые льготы должны быть направлены на поддержку тех секторов экономики, которые действительно нуждаются в помощи, а не на создание искусственных условий, при которых бизнес будет оставаться в «зоне комфорта» без реального роста и развития. Необходимо пересмотреть существующие налоговые преференции и сделать их более целенаправленными и эффективными.

В настоящее время разрабатывается новый Налоговый кодекс. Инициаторы проекта предложили из 453 позиций льгот отменить 128 налоговых преференций на сумму более 1,3 триллиона тенге.

По данным Министерства национальной экономики, основные поправки включают:

– снижение порога для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС – с 20 тысяч МРП (78,6 миллиона тенге) до 3800 МРП (15 миллионов тенге);

– повышение ставки НДС – с 12 до 16 процентов, при этом для отдельных отраслей устанавливается пониженная ставка 10 процентов;

– ограничение применения специального налогового режима упрощённой декларации – он будет доступен исключительно для сегмента B2C (бизнес для конечных потребителей).