Планета Казахстан: город мостов

Планета Казахстан: город мостов
Фото: Константина Шелкова

Корреспондент @Pavlodarnews.kz побывал в Семее – еще одном городе на берегах Иртыша. 

После прогулок по улицам возникает чувство, что история этого города писалась и пишется не чернилами, а кирпичом, из которого здесь почти всё.

Сквозь цветную штукатурку нет-нет, да и мелькнет теплый кирпич купеческого дома выполненного с дореволюционным изяществом и основательностью. На крепком растворе покоятся кирпичи зданий монументальной строгости сталинской эпохи. Лёгкие хрущёвки — как вдох, за которым следует выдох силикатных домов эпохи Брежнева. А над ними высотки новостроек. 

На фасадах домов можно встретить яркие вспышки творчества, будь то мозаики прошлого, или уличный арт настоящего. Иные стены расписаны, как страницы дневника, который хочется перечитывать.

Синтез стилей имеет место на пожарной каланче, чьи кирпичи почти век впитывают тепло солнца.

В 1927 году она была самой высокой точкой в округе, с её обзорной площадки каланчовые следили за пожарной обстановкой в городе. Сегодня это не просто архитектурный памятник, но и мемориал. На тёмном поле мраморных плит выгравированы имена тех, кто отдал жизнь в борьбе с огнём в разные годы.

Есть здесь и фамилии экибастузцев Сергея Мосина и Рашида Зиннатулина. Рядом имена тех, кто был не только огнеборцем, но и солдатом на фронте. Ветераны Великой Отечественной войны — пожарные Семипалатинска. Их боевой путь начинался в казарме, продолжался в траншеях, и завершился вновь в бою – уже с огнём мирной жизни. Над всем этим — современный мурал с портретом пожарного Абайской области – символ преемственности.

Искусство здесь не выставка, а среда. Музыка и песни звучат не только в залах. История сохранена, живопись уважаема, театр любим, наука в почете: на улицах много студенческой молодежи, которой есть где уединиться с учебником – на лавочке.

Есть скамейки с завитушками – для романтиков, с прямыми спинками или выгнутыми, как деревянные диваны. Есть мраморно-пластичные для тех, кто любит современный дизайн, или разлаписто-парковые для тех, кто предпочитает советский винтаж. Есть даже бубликовые – для тех, кто не боится круговорота бытия.

Место подумать, пообщаться, подождать друга, помолчать, послушать музыку, есть везде: в парках, на набережной, на улице, во дворах, на площадях.

Город находится на Иртыше, а через реку перекинуты три моста, как три параграфа в его биографии. Автодорожный, явно усталый ветеран, скоро предоставит свою спину пешеходам, чтобы дать им возможность не только идти вперёд, а еще и остановиться и подумать, глядя на природу. Рядом строится новый автомобильный, ещё без имени, но уже с перспективой.

Чуть далее – железнодорожный мост: прямая линия между пунктом «А» и «Б» – деловая и надёжная. И уже ближе к горизонту городская гордость на весь Казахстан – подвесной мост-птица.

Белым лебедем он раскинул крылья над Иртышом от одного берега до другого, гордо задрав бетонную голову высоченных опор. Великий символ рук человеческих, способных сотворить такое инженерное чудо.

Помня о любви к живописи и организации пространства у местных жителей, не удивительно, что место под мостом оригинально преобразили, оборудовав спортивные площадки.

Местные говорят: будут ещё мосты. Один построят в сторону России, другой к Китаю: прокладывание новых «меридианов Шёлкового пути» на стыке культур. В городе тоже есть путепроводы, один ведет на остров отдыха, другой — к центральной мечети им Абая.

Чтобы пройти к Воскресенскому собору почтенного возраста – 165 лет, – надо тоже пройти свой путь: через Ямышевские крепостные ворота, через железнодорожные пути, по искуственной аллее. 

У города свой ритм, как биение сердца, то размеренный, то учащенный, но всегда с чувством. В Семее явно любят своих предков не из показной почтительности, не из страха забыть, а просто помнят: кто строил, кто жил, кто украшал, кто страдал, кто молчал и кто говорил громко.

Памятные доски, скульптуры, памятники архитектуры, старинные ворота и чугунные пушки – не формальность, а знак диалога между веками. Есть чем гордится, когда в твоем доме, например, жил Мухтар Ауэзов.

Семей – город-бренд, город-карта истории. Неторопливый, как старое дерево, растущее с достоинством, с пышной кроной, в которую теперь заглядывает ветер перемен. Семей – это город-текст, каждая улица, каждый дом, каждая лавочка – часть исторической фразы, которую хочется прочитать еще раз, хотя бы в следующий приезд.