Каким будет итоговый экзамен по казахскому в павлодарских школах
Ранее его проводили только для выпускников, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.
С 2024 года ученики пятых-восьмых и десятых классов русскоязычных школ Казахстана будут каждый год сдавать экзамен по казахскому языку. Преподаватели оценят аудирование, устную речь, чтение и письмо.
Экзамен ввели по постановлению Правительства «Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики на 2020-2025 годы» для повышения статуса государственного языка в соответствии с ГОСО. Время для проверки знаний определяет педагогический совет школы. Задания составляют учителя, затем их утверждает администрация организации образования.
При этом в Казахстане именно сейчас подняли вопрос о некачественном преподавании государственного языка в школах. Родители считают, что дети ещё не готовы к такому экзамену: их заставляют учить тексты и стихи, но не учат говорить, при этом проверять собираются устную речь. С четвёртого-пятого классов тексты усложняются. Родители и даже некоторые педагоги считают, что методику преподавания необходимо изменить: с первого класса ребят следует учить именно разговорному языку, то есть делать упор на общение во время уроков.
– И методика, и подходы поменялись с введением обновлённого содержания образования, – говорит директор издательского дома «Көкжиек-Горизонт», кандидат педагогических наук Наталья Новосельцева. – А вот качество преподавания зависит уже от педагогического образования, от подготовки самого учителя, его опыта. Можно привести немало примеров работы учителей, которые действительно обладают талантом так преподать предмет, что любой ученик может заговорить на казахском языке. Просто учителю надо предоставить больше свободы в выборе средств обучения, дать ему альтернативные учебники, возможность выбрать линейные учебники. Это линейка учебников, написанных одним и тем же авторским коллективом, с первого по четвёртый класс, например.
Специалист поясняет: пока методическая система современного курса казахского языка использует и реализует принцип коммуникативности, где текст служит содержательной основой речи. Ученики используют текст именно для составления диалога, берут фразы из предложенного фрагмента. А если в нём есть какие-то новые грамматические конструкции, то затем разбирают их и приводят свои примеры. Поэтому важно, как считает издатель, вести разъяснительную работу среди родителей.
Итоговая оценка по казахскому языку и литературе выставляется на основании результатов экзамена и годовой оценки в процентном соотношении 30 на 70.
Марина Кисенко