Куда уходят деньги за ОСМС: топ-5 ответов от павлодарского фонда
С начала года в фонд обязательного социального медицинского страхования поступило 5 300 обращений. Больше всего – от жителей Павлодара и района Теренколь.
Сколько средств в филиале, сгорают ли суммы, если застрахованный не обращался в поликлинику, и как вернуть лишние перечисления – корреспондент @Pavlodarnews.kz узнал ответы на самые популярные вопросы жителей региона.
Вопрос №1. Куда уходят деньги граждан за ОСМС?
Многие ошибочно полагают, что платежи за ОСМС поступают в фонд, и он может распоряжаться ими по собственному усмотрению. На самом деле все взносы – на специальном счете в Национальном банке, и их можно расходовать только на оплату оказанных медицинские услуг.
Со специального счета в Нацбанке эти средства распределяют по медицинским организациям-поставщикам.
Алгоритм такой: застрахованные павлодарцы получают бесплатно всю необходимую по показаниям медпомощь, которая входит в перечень ОСМС, а оплачивает это Фонд медицинского страхования.
Вопрос №2. Как самостоятельным плательщикам получить статус застрахованного без ошибок?
Взносы на ОСМС можно внести через кассы банка второго уровня, мобильные приложения «Kaspi» и «Halyq bank», филиалы «Казпочты». К примеру, в октябре при предоплате за 12 месяцев необходимо оплатить взносы с октября 2023 года по сентябрь 2024 года – по 3 500 тенге в отдельности, начиная с нынешнего месяца.
Если до конца месяца осталось несколько дней или в этом месяце не планируете обращаться за медицинской помощью, то лучше внести взнос со следующего месяца.
Проверить свой статус в системе медицинского страхования и получить информацию о выплатах можно на сайте электронного правительства egov.kz в разделе «Здравоохранение», в мобильном приложении «Qoldau 24/7» или телеграм-боте «SaqtandyryBot».
Если возникают какие-либо вопросы или проблемы с получением медицинской помощи, то необходимо обращаться в службу поддержки пациентов в своей клинике. Если решить ситуацию на месте не удалось, то обращение можно направить в Фонд медстрахования или обратиться по телефонам 70-41-23, 70-41-24.
Вопрос №3. Как вернуть излишне оплаченную сумму за ОСМС?
Нужно обратиться в государственную корпорацию «Правительство для граждан» с заявлением на возврат. Предоставьте документы, подтверждающие оплату: справку-подтверждение по стандартной форме или копию платежного документа.
В течение пяти операционных дней со дня поступления заявления госкорпорация проверяет зачисление отчислений, взносов или пени. После этого заявление направляют в Фонд социального медицинского страхования. Оттуда перечисляют деньги в течение семи операционных дней со дня поступления заявления на банковский счет госкорпорации либо передают в госкорпорацию информацию об отказе с указанием причины.
Деньги возвращают, если платежи за ОСМС:
– ошибочно перечислены,
– излишне начислены на работников,
– неверно указан код назначения платежа,
– в формате платежного поручения МТ-102 допущены ошибки,
– неверно указаны реквизиты плательщика,
– плательщик или банк перечислил средства два или более раз.
Сумму и дату своего последнего платежа за обязательное медицинское страхование можно проверить в личном кабинете на портале egov.kz при наличии электронной цифровой подписи.
Вопрос №4. Продлят ли ЕСП на 2024 год?
Нет. Отмена Единого совокупного платежа – не решение ФОМСа. ЕСП действовал с 1 января 2019 временно для неформально занятых казахстанцев, которые занимались предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вопрос №5. Как прикрепиться к поликлинике иностранцам – трудовым мигрантам?
Новые правила применили при изменениях в трудовом законодательстве и Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения. Помимо трудовых мигрантов, нормы касаются и членов их семей, временно проживающих в Казахстане и имеющих гражданство одной из стран – участниц ЕАЭС: Российской Федерации, Беларуси, Кыргызстана, Армении.
По новым правилам такие иностранцы прикрепляются к поликлинике по договору добровольного (ДМС) или договора вменённого медстрахования (ВМС) на первичную медико-санитарную и экстренную стационарную помощь. Когда срок действия документа заканчивается, их автоматически открепляют от медорганизации.
Чтобы прикрепиться, нужно написать заявление на имя руководителя поликлиники в произвольной форме на казахском или русском языке. К заявлению нужно приложить документ, удостоверяющий личность, или заграничный паспорт, договор ДМС/ВМС. Заявитель может лично обратиться в медорганизацию, либо за него это может сделать страховая компания. Перечень поликлиник для прикрепления должен быть указан в приложении к договору.
По договору ЕАЭС иностранцы должны вовремя проходить профилактические скрининги на раннее выявление заболеваний, женщины – вставать на учет по беременности до 12 недель. Также нужно знать, что временно проживающие в Казахстане не могут получать медпомощь по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, за исключением той, что нужна при опасных для окружающих заболеваниях.
Для граждан Казахстана, кандасов и иностранцев, постоянно проживающих в республике, порядок прикрепления остается прежним.
Ознакомиться со списком доступных для прикрепления поликлиник можно на сайте фонда www.fms.kz в разделе «Выбрать поликлинику».
Напомним, для обратной связи с жителями региона работают несколько прямых линий: 1414 – единый информационный колл-центр, мобильные приложения «Qoldau 24/7», «SaqtandyryBot», сайт фонда «fms.kz».
Все обращения регистрируются в информационной системе «AikeyFMSCRM».
Ранее в ОСМС рассказали, как обучающиеся в зарубежных вузах павлодарцы могут получить медстрахование.