История одного памятника: пушка Махмета Каирбаева

История одного памятника: пушка Махмета Каирбаева
Фото: Константина Шелкова

В павлодарском музее Воинской славы собралось много легендарной техники Великой Отечественной войны, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz 

Под открытым небом можно увидеть знаменитый средний танк Т-34, гаубицу Д-30, давшую первый залп по последнему оплоту фашизма – Рейхстагу, знаменитую «полуторку», исколесившую все военные дороги, и ЗИС-3 – советскую дивизионную и противотанковую 76-мм пушку, шедевр артиллерийских систем. Относительная простота изготовления позволила наладить ее массовый выпуск. Заводы в Горьком и Воткинске довели выпуск до 120 пушек в день, что когда-то соответствовало месячной норме военного завода. За четыре года войны рабочие создали порядка 48 тысяч ЗИС-3.

Калибр 76,2 мм занимал промежуточную позицию между лёгкими орудиями и орудиями большой мощности и был, как говорится, на подхвате при наступлении и обороне. 

Свое удобство получили и артиллеристы. На более ранних моделях пушек рукоятки подъёмного и поворотного механизмов располагались с обеих сторон казенной части с затвором. Конструктор ЗИС-3 Василий Грабин установил две рукоятки с одной стороны, что облегчало стрельбу по подвижным целям. От осколков и пуль артиллеристов спасал щит толщиной 5 мм. Зафиксированная наибольшая дальность стрельбы – 13290 метров, дальность прямого выстрела – 820 метров. Опытный боевой расчет доводил скорострельность до 25 выстрелов в минуту.

В боекомплекте находились осколочно-фугасный, бронебойный, шрапнельный и на последних стадиях войны кумулятивный и подкалиберный снаряды. Дивизионная пушка с одинаковым успехом боролась с живой силой противника, долговременными огневыми точками и бронированной техникой. С появлением на поле боя новых танков «Тигр» и «Пантера» с лобовой бронёй 80 мм эффективность ЗИС-3 на дальнем расстоянии выстрела снизилась, приходилось подпускать технику ближе, на 300-500 метров, однако советские артиллеристы уверено поражали немецкие машины сбоку. 

Показательным примером эффективной борьбы с превосходящими силами противника стало «Шяуляйское танковое побоище», в котором снискал славу командир батареи 712-го истребительно- противотанкового артиллерийского полка 17-й отдельной истребительно- противотанковой артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта старший лейтенант Махмет Каирбаев. Батарея под его командованием приняла участие в Шяуляйской наступательной операциии по освобождению значительной части Латвии и Литвы, а также отражение контрударов немецкой танковой армии.

По рассказам военного историка Фёдора Свердлова, Шяуляем войска 1-го Прибалтийского фронта овладели 27 июля 1944 года. 31 июля танковые и стрелковые соединения Красной армии прорвались к Рижскому заливу, отрезав свыше 30 немецко-фашистских дивизий от своих главных сил. Для деблокировки группировки гитлеровское командование послало на выручку семь танковых дивизий: около 800 «тигров», средних танков и штурмовых орудий. Бронетехника шла при поддержке пехоты, артиллерии и авиации. 

– 17 августа 1944 года батарея старшего лейтенанта Каирбаева, находившаяся в центре боевого порядка полка, дождавшись, когда до танков оставалось метров сто, открыла огонь, подбив четыре танка. Ответными выстрелами противник повредил орудие старшего сержанта Рогова, расчет вышел из строя. Каирбаев перенес огонь остальных трех пушек по ближайшим бронированным машинам. Две из них загорелись, – сообщает Федор Свердлов. – Артиллеристы несли потери. Погибли командир второго орудия старший сержант Николаев и наводчик младший сержант Саленко. Их заменил командир батареи старший лейтенант Каирбаев, который подбил еще три танка. 

18 августа 1944 года на правом фланге 712-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка противника удалось остановить, но на левом фланге гитлеровцы вознамерившись зайти в тыл 4-й батареи капитана Данилина. Командир полка Мельников приказал старшему лейтенанту Каирбаеву с оставшимися в строю бойцами его подразделения, которое к этому времени потеряло все орудия, прийти на помощь товарищу по оружию. Артиллеристы, прорвавшись к батарее Данилина, увидели: все ее офицеры, многие сержанты и солдаты погибли. Но три пушки оказались исправными. Махмет Каирбаев собрал личный состав обоих подразделений и принял командование на себя. Ввиду малого количества снарядов, чтобы бить наверняка, огонь открывали с минимально допустимого расстояния. В результате нового боя противник потерял шесть танков, но уничтожил две из трех ЗИС-3, державших оборону.

– В это время на огневую позицию подразделения ворвалась следовавшая за танками пехота. Махмет Каирбаев и оставшиеся в живых солдаты, многие из которых были ранены, встретили ее гранатами, затем вступили в рукопашный бой и победили! – восклицает историк. – За мужество и героизм, проявленные в боях под Шяуляем, старшему лейтенанту Махмету Каирбаевичу Каирбаеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как рассказал руководитель павлодарского музея Воинской славы Талгат Адамов, в 1992 году в Павлодар удалось привезти пушку бригады Каирбаева, которая все это время экспонировалась в музее города Вильнюс. Первое время её можно было увидеть в выставочном зале экспозиции посвящённой Великой Отечественной войне в историко-краеведческом музее имени Потанина, а затем она заняла место на площадке музея Воинской славы.  

По словам павлодарского историка Рустама Тыштыкова, ветеран Махмет Каирбаев всегда хотел разместить ЗИС-3 именно на улице, и его желание сбылось: отныне дивизионная пушка смотрит запаянным стволом в мирное небо, как знак того, что это уже не орудие, а музейный экспонат.