Павлодарские истории: Иртыш в душе, корабли в сердце
Трудно представить Павлодар без Иртыша, а Иртыш – без кораблей и капитанов. С одним из капитанов побеседовал корреспондент @Pavlodarnews.kz
Специалист высшего класса, 77-летний капитан Пётр Сальников за годы в речном флоте освоил все типы судов и до сих пор стоит за штурвалом буксира-толкача.
Наш собеседник окончил восемь классов, поступил в сельскохозяйственный техникум на специальность техник-механик, затем его призвали в армию на Северный флот.
– Ходил на эсминце, пока после операции не перевели на берег в роту охраны радиолокационной станции дальней связи подводных лодок. Службу закончил старшиной сторожевого катера. Мог ли остаться в ВМФ? Конечно, мог, но надо было возвращаться домой.
Нельзя сказать, что армия подтолкнула нашего героя к будущей профессии, она скорее всего укрепила его желание избрать настоящее, мужское дело, чтобы не стыдно было говорить людям, кем он работает.
– В 50-е годы все мальчишки мечтали стать летчиками, моряками, это сейчас с ними трудности: романтиков мало, мало специалистов, кто на флоте остаётся. Поступят, навигацию отработают и все – на берегу больше интересов, чем на воде. Да и трудностей и тяжелого труда в нашей службе много, – признается Петр Сальников. – Это только со стороны кажется – идет корабль и идет, а что капитан сейчас суточную вахту несет, что моторист за автоматикой двигателя следит, где-то масло дольет, где-то топлива, где воду подкачает, а где отдельные узлы ему прошприцевать надо – этого с берега не видно.
По его словам, на корабле работы всегда хватает, а на аврал вся команда выходит. Сложная ситуация – кто-то на мель сел, и все на реке поднимаются помочь. Когда ты капитан, должен содержать судно в порядке, о людях беспокоишься, чтобы и питание, и зарплата – всё вовремя.
– Это сейчас рейсы стали покороче, а раньше уходили на полтора-два месяца: Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск, Сургут, Салехард. 50 тонн топлива на 20 суток, на Севере дозаправка. Начисление зарплаты, бухгалтерия, документация, связь, доставка груза – тоже забота капитана, – перечисляет Петр Григорьевич. – Может показаться, что мне в жизни трудностей не хватало, раз я в капитаны пошел, но тут другое. Я с детства бредил флотом, трудностей не боялся, литературы столько перечитал про морские путешествия. Я рад, что моя мечта связать жизнь с флотом осуществилась. Теперь могу делать любые двигатели, до сих пор приглашают коллеги из других областей провести центровку и регулировку.
Хотя работать приходится очень-очень много и по сей день, капитан-механик всех групп судов работает на судоремонтном заводе.
– Я ходил на теплоходах «Полесье», «Беларусь», «Заря», буксирах всех типов, но больше всех мне нравился буксир-толкач «Комсомолец Павлодара», который, кстати сказать, строили на Павлодарском судостроительном заводе, – с улыбкой вспоминает речной моряк.
В начале 90-х Петр Сальников два года ходил в Южно-Китайском море на судне на подводных крыльях. Возил туристов в зону отдыха за 200 миль от берега.
– С нами на судне были два переводчика, да и мы сами разговорный потихоньку освоили. К концу уже общались по-китайски в магазине, в команде. Платили хорошо, вовремя, отпускать не хотели. Договаривались изначально вахтовым методом – 6 месяцев работы, 6 месяцев отдыха, а в итоге мы отработали два года без выходных. Идея привезти семью в Китай на побывку мне не понравилась, скучал сильно, да и не дело это – столько времени без семьи. Вернулся домой.
Сравнивая для себя море и реку, Петр Сальников говорит, что на реке гораздо сложнее, чем на море, на котором, конечно, тоже свои трудности.
– На реке ты себе авторулевой режим позволить не можешь, тут такая интенсивность движения встречных кораблей, судов, идущих параллельным курсом, только успевай бортами расходиться, обгонять, так что расслабляться некогда. В море если штиль, то наблюдается однообразие, а берега реки куда насыщеннее. Общаешься с людьми, много друзей заводишь, видишь новые места, не отходя от рабочего места, обстановка на реке меняется порой каждые полчаса.
Дочь, внуки предлагают ему переехать к ним, но мужчина не соглашается, заявляя, что уже не может прожить без реки, без судов, без участия в их судьбе при ремонте и возвращении их на воду.
Капитан Петр Сальников замечает, что старое дерево не пересаживают, а он «врос» в берег всеми корнями, которые питают воды павлодарского Иртыша.