Планета Казахстан: южный мегаполис
Корреспондент @Pavlodarnews.kz побеседовал с коллегой, который посетил Шымкент и поделился своими журналистскими наблюдениями.
По признанию Айбека Жуматова, приезжать человеку с севера лучше всего или ранней весной, или поздней осенью – летом 50-градусная жара не позволит насладиться видами, ну разве что только из окна, стоя под кондиционером.
– Для примера, если в Павлодаре в мороз, когда резко вдыхаешь, нос стынет, та же манипуляция в Шымкенте нагреет нос изнутри в считанные секунды. Баня без пара, – поясняет собеседник. – Впрочем, есть у города своя «температура душевности» – он берет теплотой человеческого общения.
Поразило журналиста в самое читательское сердце, что, во-первых, здесь сохранились и процветают газетные киоски, торгующие местной периодикой, во-вторых, часто встречаются люди, читающие книги – в общественном транспорте, на улице, в книжных магазинах.
Несмотря на то, что южный мегаполис густонаселенный – он компактный, во всяком случае, от точки до точки добираешься гораздо быстрее, чем в Алматы.
– Продолжая тему сравнений, можно сказать, что если Павлодар – это город, построенный на равнине, Алматы – город, построенный в горах, то Шымкент – это город на холмах. Особенно сильно это ощущается на проезжей части – чувство, что катишься по волне, хотя и пешком можно понять, когда идешь то в горку, то под горку.
По мнению Айбека, Шымкент – туристическое место больше для казахстанцев, путешествующих по стране.
– Для иностранных граждан, наверное, привлекательнее северная и южная столицы. Однако в Шымкенте есть свое гастрономическое очарование, кулинарный изыск, аппетитная атмосфера. Умереть от голода здесь невозможно, мало того что это центр гастрономического туризма, так еще и цены умеренные: пиво, шашлык и плов – фирменные вкусности этого южного города.
Сервис улыбчивый, быстрый, на все ваши деньги. В этом деле они на высоте, выполнят всё от и до, еще и сверх этого добавят.
– Несмотря на ожидаемый стереотип юга Казахстана, здесь свободно изъясняются на двух основных языках страны, – уверяет Айбек. – Может возникнуть небольшой языковой барьер, который скорее надо отнести к обогащению, нежели к препятствию. Так, например, шубат (верблюжье молоко) по-шымкентски – кымаран, шалбар (штаны) – сым. К мужчине на юге можно уважительно обращаться, как к женщине на севере – тате.
В части туризма Шымкент своего рода перевалочный пункт древней культуры в шаговой доступности, из него можно уехать в место силы кочевников – Туркестан с его знаменитым мавзолеем Керуен-Сарай или Ташкент – столицу Узбекистана.
– Кто приехал в южный мегаполис не для того, чтобы из него уезжать в другие города, сможет оценить венецианский парк, где дают возможность покататься на гондоле по каналам, пройтись пешком по широкому променаду, посидеть в уличном кафе, приобрести сувенирную и ювелирную продукцию местных мастеров, – рекомендует собеседник. – Если вы были в городе, но не посетили дендропарк, исторический центр, который не то откопали археологи, не то воссоздали реконструкторы по старым лекалам, обелиски независимости и гигантские памятники – считайте, что вы не были в Шымкенте.
Журналист замечает, что со временем, наверное, власти могут задуматься и построить метро – все-таки население уже перевалило за миллион. Пока шымкентцам доступны только автобусы, которые, впрочем, ходят с завидной регулярностью, при этом опустевшая остановка заполняется людьми примерно в течении пяти минут.
– Город не изменился за последние двадцать лет – оцениваю с точки зрения своих посещений. У меня закралось чувство, что он и не думает меняться. Да, центр приобретает архитектурные черты стеклянно-бетонной столицы, в чем-то утрачивая свой прежний колорит, но остались места старосоветского Чимкента с домами, с фонарями, с потрескавшимся асфальтом, с мозаичными муралами.
И все это находится в нерушимой гармонии южного мегаполиса.