Принципы и условия инклюзивного образования обсудили в Павлодаре

Принципы и условия инклюзивного образования обсудили в Павлодаре
Иллюстративное фото Константина Шелкова

В педагогическом университете имени Алькея Маргулана прошла международная научно-практическая конференция, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

В ней приняли участие преподаватели, учёные, психологи, в том числе из России, Турции, Филиппин, Малайзии.

Как сообщила руководитель отдела по защите прав детей и инклюзивного образования управления образования области Жибек Айтмухамбетова, в Павлодарском Прииртышье выросло число детей с особыми образовательными потребностями. Сейчас в регионе проживают более 10 тысяч таких детей, что на 3270 человек больше в сравнении с 2023 годом.

– Этот рост связан как с улучшением диагностики, так и с повышением доступности коррекционных и инклюзивных услуг, – уверена руководитель отдела. – 56 процентов детей обучаются инлюзивно, в том числе в детских садах, специальных школах и классах общеобразовательных школ. 

В области работают 34 организации образования для подготовки таких ребят. Есть специальные детсады и школы, психолого-медико-педагогические консультации, кабинеты психолого-педагогической поддержки, центр «Асыл Мирас» для детей с расстройствами аутистического спектра.

– Ключевая роль в развитии инклюзии, конечно же, принадлежит педагогам, – уверена Жибек Айтмухамбетова. – В дошкольных и общеобразовательных учреждениях трудятся более 500 специалистов. Тем не менее дефицит кадров остаётся одной из самых серьёзных проблем. Есть недостаток дефектологов, логопедов, психологов, педагогов, ассистентов.

Руководитель отдела уверена, что наличие одного специалиста на большое количество детей с особыми образовательными потребностями снижает качество коррекционной помощи. Она предложила педагогическому университету рассмотреть вопрос организации курсов переподготовки педагогов по специальному образованию.

По словам кандидата педагогических наук, профессора Ботагоз Сатыбалдиной, в вузе появился новый вид обучения – Minоr-программа. 

– Для присвоения дополнительных квалификаций мы разработали программу «Сурдопедагоги». Она поможет подготовить специалистов к работе с детьми с нарушением слуха. Такую программу выбрать, а значит, получить новые навыки может любой студент нашего университета, – говорит преподаватель. 

После пленарной части участники конференции продолжили обсуждение темы на секционных заседаниях. Среди поднятых вопросов – роль дополнительного образования в развитии креативности и лидерских качеств детей с особыми образовательными потребностями, а также оценка готовности дошкольных учреждений к инклюзивному обучению.