С загадки до TikToк-а: как учитель из Павлодара говорит с поколением Z

С загадки до TikToк-а: как учитель из Павлодара говорит с поколением Z
Фото из личного архива Игоря Гноевого

Корреспондент @Pavlodarnews.kz узнал, как живёт учитель начальных классов, сумевший ворваться в digital-пространство и не потерять при этом педагогическое «я».

Молодой педагог уже девятый год преподаёт в школе №40 Павлодара. Его ролики набирают миллионы просмотров, привлекая внимание школьников со всей страны. Он стал звездой TikTok после того, как одно видео-загадка на логику с вопросом «На какое дерево сядет ворона во время дождя?» собрало более пяти миллионов просмотров. Этот успех не остался незамеченным – видеоролик был отмечен самой платформой TikTok в номинации «Лучший ролик», а также Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования РК.

Сегодня Игоря Андреевича знают не только ученики и их родители, но и сотни тысяч подписчиков в Instagram. Его короткие видео – это микс педагогики, самоиронии и здравого смысла. Он говорит открыто о своей деятельности и всегда остаётся на стороне детей. Игорь признаётся: судьба сама направила его в начальное образование.

– Я помню момент, когда решил стать учителем. Вернее, это решила судьба. Я поступал на иностранные языки, но через год нашу группу расформировали. Мне предложили перевестись в другой колледж, либо выбрать другую специальность: соцпедагогика или учитель начальных классов. Я тогда и не понимал, кто такой социальный педагог, поэтому выбрал второе. До самого конца учёбы сомневался, что пойду работать по профессии. Но мне поверили и взяли на работу. И не ошиблись, – рассказывает собеседник.

Коллеги называют его голосом современной школы: живым, умным и по-настоящему человечным.

– Сейчас моя основная аудитория – взрослые женщины: педагоги, бабушки, мамы. Тёплая и чуткая публика. В комментариях читаю слова благодарности, искренние отклики. Видео помогают им. Я стараюсь работать в нескольких направлениях: психология, образовательный контент и просто жизненные ситуации, – говорит Игорь.

На его Instagram-странице более 230 тысяч подписчиков и сотни комментариев. Но так было не всегда. Поначалу негативные комментарии испугали учителя.

– Это было первое школьное видео, и когда оно собрало столько просмотров, я просто не мог поверить. Радость быстро сменилась страхом и растерянностью – у меня ведь не было целевой аудитории. Появились негативные комментарии, это немного испугало. Но, к счастью, я не сдался. Начал отслеживать, что именно людям понравилось, и они сами просили продолжения. Так всё и закрутилось, – вспоминает блогер.

Теперь каждый пост – это живой момент с урока, жизненный кейс, спорное мнение или полезный педагогический лайфхак, который павлодарцу хочется сохранить. Тем не менее, за харизматичностью Игоря в сети скрывается осторожность. 

– К соцсетям отношусь с осторожностью, как и многие мои коллеги. Понимаю их, в интернете всё под прицелом: каждое слово, каждое движение. Один неловкий момент, и волна негатива обеспечена. Но с опытом стало проще, сейчас уже чувствую себя уверенно, хотя по-прежнему тщательно продумываю сценарий перед съёмкой. Ведь я понимаю: выкладываю это на большую аудиторию, значит, несу за это ответственность. Первое видео выстрелило, потом второе, третье… А дальше понеслось: столько откликов, особенно от молодых педагогов. Вот так я и начал вести блог – на вдохновении от этой обратной связи, – вспоминает учитель.

Особую популярность приобрела рубрика «Стрём или норм?» и «Обсуждаем, но не осуждаем», где он обсуждает школьные реалии – от странных заданий до нелепого поведения взрослых. Подписчики сами решают, кто прав, а кто перегнул палку, учась слышать друг друга.

– Этот блог я начал вести вместе с детьми. Они видели, как я ставлю телефон, понимали, что происходит – привыкли к камере. Им даже не надо объяснять, что это. Они были частью процесса, создавали его со мной. Без них я бы не справился. Это наш маленький творческий союз, – признаётся Игорь.

Он старается показывать, каким может быть учитель XXI века: искренним, думающим, включённым. Он не только объясняет темы, но и делится методиками, разбирает поведенческие ситуации, помогает молодым педагогам и родителям смотреть на школу реалистично: без розовых очков, но и без отчаяния. Вдохновляют его не только дети.

 – Меня поддерживают и молодые педагоги, и коллеги, и, конечно, подписчики. Часто пишут, что используют мои идеи на занятиях или дома – и это очень вдохновляет. Их комментарии бывают разными: и с юмором, и совсем серьёзные, но каждый из них важен. А больше всего меня поддерживает мой школьный коллектив, они первыми в меня поверили, – с теплотой говорит педагог.

По его мнению, в начальной школе важно не только научить детей читать и писать, но и заложить в них человеческие качества.

– Начальная школа – это ключевой этап. Мы формируем ребёнка как ученика, как человека. И не менее важны нравственные ориентиры. Учитель начальных классов должен не просто обучать, но и показывать, каким должен быть человек: добрым, честным, ответственным, – считает собеседник.

Блог – не просто хобби, а продолжение его педагогической миссии. Каждый ролик – это честный разговор. О детях, о школе, о выборе оставаться человеком, даже когда включена камера.