Талант или деньги: как павлодарцы могут попасть в большое кино
Корреспондент @Pavlodarnews.kz узнала главные «ингредиенты» успешной кинокарьеры.
Киноиндустрия столетиями манит людей возможностью стать известным, богатым, жить интересно и насыщенно. Однако мало кто понимает, как тернист путь к достижению своей цели, и никто не может гарантировать, что именно ты добьешься успеха на этом поприще. Молодым дарованиям приходится пробивать себе место под солнцем, зарабатывая известность постепенно. Есть, конечно, и счастливчики, которых заметили, и они в одночасье проснулись знаменитыми, но такие истории – скорее исключение, чем правило.
В советское время становление актёров проходило через театральные училища и институты, такие как ВГИК. Актёры осваивали систему Станиславского, что способствовало развитию их мастерства. Как с этим дело обстоит сегодня? Прежде обратимся к истории.
Что было тогда?
Казахстанский кинематограф зародился с ленты «Амангельды», выпущенной в 1938 году. Фильм о становлении советской власти сняли на базе киностудии «Ленфильм». Это был первый опыт создания отечественного кино.
В годы Великой Отечественной Алма-Ата превратилась в кинематографическую столицу страны. Именно сюда эвакуировали киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», и вскоре в яблочном городе выпускали четыре из пяти советских фильмов. Всего за время войны вышло 23 полнометражных картины и 10 короткометражек.
В 1941 году открыли первую Казахскую киноактерскую школу, руководил ею Григорий Рошаль. Заведующим кафедрой режиссуры стал известный режиссер Советского Союза Сергей Эйзенштейн.
После окончания Великой Отечественной войны всё оборудование, эвакуированное из Москвы и Ленинграда, осталось в распоряжении Алма-Атинской киностудии, что сделало ее самой технически оснащенной среди союзных республик.
Период с 1938 до 60-х годов можно назвать золотым веком казахского кино. На большом экране вышла классика отечественного кинематографа – фильмы «Песни Абая», «Наш милый доктор», «Меня зовут – Қожа», «Ангел в тюбетейке», «Қыз Жiбек» и другие.
С 1980-х годов казахское кино творят выходцы из мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе, а это целая плеяда талантливых кинематографистов. Рашид Нугманов снял «Иглу» и «Йя-Хху», Абай Карпыков – всенародно любимого «Фару», Амир Каракулов – «Последние каникулы» и «Разлучницу», Серик Апрымов создал киноленты «Двое ехали на мотоцикле» и «Охотник», Дарежан Омирбаев – «Киллера», «Студента» и «Кардиограмму», а Талгат Теменов показал всему миру фильм «Кочевник».
Что сейчас?
В последние годы кинематографическое производство Казахстана стремительно развивается. Значительно увеличилось количество полнометражных фильмов, совместных проектов с зарубежными коллегами, выросло число кинотеатров в стране, а также доля казахстанского кино в прокате.
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам, в 2023 году в республике работало 113 кинотеатров. Десять лет назад их было 83.
Если взглянуть на статистику отечественных кинопроизводителей, то, согласно данным за 2023 год, на рынке Казахстана работают 98 организаций по производству фильмов. За 13 лет их количество выросло более чем в пять раз (в 2010 году их было 18). Больше половины сосредоточены в Алматы и треть – в Астане.
В 2011 году было выпущено 144 фильма, а в 2021 и 2023 – по 480.
По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан, за последние годы из государственного бюджета на выпуск национальных фильмов регулярно выделяют внушительные суммы. В 2019 году – 8 миллиардов тенге, в 2020 году – 8,5 миллиарда. В 2021 году на производство и продвижение национальных фильмов из республиканского бюджета выделили 6,4 миллиарда тенге.
В целом по республике в 2021 году поступления от услуг в сфере кино достигли 21,2 миллиарда тенге. Из них 61,5 процента дохода принесли кинотеатры Алматы, 21,2 процента – Астаны. Все эти данные свидетельствуют о растущем интересе к казахстанскому кинематографу и его успешной интеграции на рынке.
Расцвет индустрии неизбежно привел и к увеличению числа задействованных в ней людей. Упростило ли это путь в мир кино? Казалось бы, актерская задача облегчилась, но и конкуренции стало больше. На кастинги хлынул поток тех, кто обладает природным обаянием или, по крайней мере, считает так.
За экспертным мнением мы обратились к киноведу, члену Ассоциации Кинокритиков Казахстана, преподавателю КазНАИ им. Т.Жургенова Дане Амирбековой.
– Сегодня снимают очень много фильмов. В основном это коммерческое кино, которое позволяет быстро и легко заработать деньги. А настоящие киношники, режиссёры, что много лет этому обучались, имеют специальное образование, не идут в коммерческое кино, а хотят снимать авторское, участвовать в кинофестивалях. Мне кажется, сегодня пробиться в кино стало и легко, и трудно одновременно. Появилось больше возможностей, постоянно требуются новые лица – от одних и тех же актёров зритель быстро устаёт. Сегодня на руку начинающим актерам и разительное отличие кино от театра. Если в храме Мельпомены нужен талант, специальные знания – актеров не зря обучают годами, как стоять на сцене, как подать ту или иную эмоцию, то в современном казахстанском кино от этого отказываются в пользу реалистичности. Киноактеры ведут себя более естественно, как в жизни. Поэтому многие из них сегодня играют, в основном, самих себя. Теперь в кино может сняться любой человек с харизмой, подходящий по типажу, – считает Дана Амирбекова.
Свою оценку кинодействительности дал член Союза кинематографистов России, член правления Гильдии кинорежиссёров РФ, народный артист РФ Владимир Хотиненко.
– Съемки непрофессиональных актеров – это традиция давняя, заложенная еще в бытность немого кино. К примеру, Элвис Пресли, Мерилин Монро снимались, изначально не имея актерского образования. Замечательный режиссер Отар Иоселиани часто снимал непрофессиональных актеров. Так или иначе даже Никита Михалков использовал в своих фильмах членов съемочной группы, например, осветителей, – говорит Владимир Хотиненко. – Но, конечно, в основном доминировали профессиональные актеры высочайшего класса. Я называю их Олимпом, а время их кинокартин – эпохой титанов. Но это время прошло, и сегодня, увы, в нашем кино доминирует желание просто заработать деньги. Сейчас фильм могут снять на телефон, выложить в социальных сетях и стать популярными. Творческие идеи уходят на второй план. В кино наступил период подвешенности. Отсутствие общей идеи и взращивает «героев этого времени». Но думаю, что однажды всё вернётся на круги своя. А профессиональные актеры высокого класса всегда будут востребованными. Я в этом убежден.
Через что лежит путь в кино?
В плеяде известных деятелей кино есть и павлодарцы. Из тех, кто родился в городе на Иртыше или жил тут с детства, – вышеупомянутый Владимир Хотиненко, советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, народный артист РФ Алексей Булдаков, российский актёр театра, кино и дубляжа Виталий Коваленко, казахстанский актёр театра, кино и дубляжа, театральный режиссёр и телеведущий Евгений Жуманов.
Попасть в этот список мечтает и павлодарец Равиль Гумиров. По образованию он учитель английского языка, окончил вуз в 2018 году. По его признанию, все знания о кинематографе он почерпнул в интернете. Практический опыт получил на съёмочной площадке.
– Я ещё со школьной скамьи хотел стать писателем, даже консультировался с учителем русского языка и литературы, она мне помогала, давала советы. Но на третьем курсе университета я познакомился с теперь уже моим лучшим другом Ертасом Мулдагуловым, режиссёром. Он меня позвал в кино, и тогда я понял, что кинематограф более насыщен инструментами, чтобы передать идею, чем книга, в которой есть только слово и иллюстрации. Ты ведь не будешь рисовать иллюстрации на каждой странице, а в кинематографе картинка, какие-то мелкие детали, «пасхалки» – всё это можно внести в один кадр. Инструментов гораздо больше – поэтому я решил, что снимать фильмы перспективнее, – рассказывает Равиль.
По его мнению, ловить профессиональные киноперспективы невозможно, оставаясь в Павлодаре. Равиля поманила южная столица.
– К сожалению, первые мои работы сейчас посмотреть уже не получится. Мы снимали фильмы на свои деньги, своими силами, «на коленке». И большинство из них так и не увидело свет – мы забрасывали проекты, не доводя их до конца, – говорит собеседник.
Памятуя о мнении киноэксперта Даны Амирбековой, мы поинтересовались у Равиля, что важнее при прохождении кастинга – внешность или талант. Он ответил, руководствуясь своими наблюдениями.
– Конечно, более привлекательные люди чаще попадают в кинематограф, – рассуждает Равиль. – Режиссёры хотят видеть их в своей картине для привлечения зрителей. Хотя есть и исключения, когда, наоборот, ищут непривлекательных людей для специфических персонажей. Нередко нужны конкретные антропометрические параметры: рост, вес, телосложение. Это определяет будущую роль. Однако важна не только внешность. Например, режиссеру не нравится твой голос и, чтобы не заморачиваться с переозвучкой, он лучше найдет другого человека с нужным тембром. Допустим, внешность и голос подходят, но ты человек безответственный, непунктуальный, ведешь разгульный образ жизни. Глядя на такое отношение к съёмочному процессу, который стоит немалых денег, режиссёр может тебя заменить, и не важно, что ты как две капли воды похож на Бреда Питта.
Пройдя немало кастингов, Равиль уверен – во всем нужна вера в свои силы и настойчивость. Но последнее не стоит путать с наглостью, иначе ваш удел – черный список кастинг-агентств.
– Как и в любой другой профессии, нужно показать свою ответственность, пунктуальность, порядочность, – считает собеседник. – На момент вылета из Павлодара в Алматы у меня было девять проектов, в том числе самый ранний из ныне доступных – фильм «Ага». Когда мы его снимали, мне удалось познакомиться с Эльдаром, который на тот момент находился в опергруппе. По приезду в Алматы я с ним связался, и он меня взял меня под свое крыло. Сейчас я тружусь под его руководством.
Обсудили мы с Равилем и щекотливую тему о киношном блате и «постельном» мифе.
– Киношный блат, конечно, существует, – убежден он. – Взять, к примеру, хотя бы самые популярные дуэты режиссёров и главных героев. Зачастую режиссёр, которому понравилось работать с конкретным актёром, будет звать его и в другие свои проекты. Но чтобы понравиться конкретному режиссёру, нужно в первую очередь понять, нравится ли тебе с ним работать, если нужно, подстроиться под его стиль. В таком случае у вас появится тандем. Вы будете говорить на одном языке, и в дальнейшем, вероятнее всего, режиссёр тебя пригласит на другие съёмки. Отдельную роль, конечно, играют и дружеские отношения.
В случае с начинающими актерами понравиться нужно не столько режиссёру, сколько кастинг-директору, потому что в начале карьеры все роли – это массовка или эпизоды.
– Что касается «в кино через постель», я с этим не сталкивался, смог пробраться в кинематограф, не прибегая к такому способу, но я наслышан, когда не только в большом кинематографе, в Голливуде, Алматы, Астане, но даже и у нас в Павлодаре таким способом попадали в кино, пытались выбить себе более хорошие роли, хотя на самом деле каждая роль в кино важна. На мой взгляд, актеру нужно быть пунктуальным, ответственным, знать текст, уметь преподносить его в разных интерпретациях и быстро адаптировать под предложенную сцену или жанр, ¬– считает начинающий актер Равиль Гумиров.
Другой павлодарец Дастан Искаков – начинающий режиссёр, сценарист. Снимает фильмы с 2016 года. Начинал с друзьями, совместно писали сценарии. Первый проект – молодежный ситком про студентов университета. В 2017 году снял короткометражку «В активном поиске», в 2021 году «Живи» – историю о молодой наркоманке.
Более серьезная работа – короткометражка «Мен деп ойла». Одну из ролей второго плана сыграл известный казахстанский актер Дулыга Акмолда.
Сейчас Дастан и его команда работают над фильмом в стиле экшн. Как и Равиль Гумиров, наш собеседник имеет педагогическое образование, а азы киноиндустрии познавал в интернете. За годы в этой сфере у него сложилось свое понимание того, как мечтающим стать актерами можно пробиться на съемочную площадку.
– Из доступных инструментов: подписаться в инстаграме на кастинг-директоров, сценаристов, операторов, к примеру, того же «Казахфильма». Чем больше общаешься в соцсетях, тем больше возможностей. Есть ватсап- и телеграм-группы, например, «Кастинги Казахстана». Можно скинуть свою анкету туда, – советует Дастан.
По его мнению, к составлению анкеты следует подходить серьёзно. Каким бы вы ни были талантливым и красивым, редко какое кастинг-агентство примет вас без качественных студийных фотографий. Благо сейчас это вполне доступная услуга. В анкету следует внести все данные: рост, вес, знание языков, любые таланты, например, умение скакать на лошади. И никогда нельзя пренебрегать возможностью посетить курсы актерского мастерства, даже если их организовали в соседнем городе.
Мы спросили мнение Дастана Искакова, как проще пробиться в кино – имея талант или деньги и связи.
– Думаю, в первую очередь нужно что-то из себя представлять, – ответил собеседник. – Установка «Я хочу быть знаменитым» здесь не работает. Надо, чтобы кинематограф стал делом, которое ты по-настоящему любишь. У меня много знакомых актеров в Алматы. Кто-то из них начинал с массовки, надоедал всем режиссёрам, проходил не один десяток кастингов, прежде чем вышел на экран. Некоторые из них сейчас уже и в рекламе снимаются. Так что кроме блестящей анкеты, нужно еще и упорство. А бывает так, что вроде и талантливый человек, но его никуда не берут, а «выстреливают» харизматичные. Придет такой человек и просто скажет: «Здравствуйте, режиссёр». И его начинают снимать.
Напоследок он дал совет начинающим актерам.
– Нельзя просто сидеть и ждать, что всё сбудется. Участвуйте в кастингах, смотрите больше отечественных фильмов, ведь вы должны понимать, какое кино создают в Казахстане, кто его снимает. Это может пригодиться, – считает Дастан Искаков. – Запоминайте, как играют профессионалы, это поможет вам правильно преподнести себя. Играйте сами – в интернете можно найти огромное множество сценариев. Потом можете эти короткие видеоролики со своими пробами скидывать кинорежиссерам, вроде портфолио. Будет возможность – слетайте в Алматы и попробуйте себя в кастингах. Уверен – вы влюбитесь в этот процесс и уже не захотите обратно!
Идут десятилетия, меняются киноканоны, но неизменным остается одно – упорство, талант, вера в свои силы и любовь к своему делу по-прежнему в чести в киновселенной, как во времена мэтров жанра Тихонова и Фрейндлих, так и для создателей «Келинки Сабины» и многочисленных «Бизнесов по-казахски».
Фото Константина Шелкова, из архива Равиля Гумирова и Дастана Искакова