Что значит для павлодарцев Наурыз

Что значит для павлодарцев Наурыз
Иллюстративное фото Константина Шелкова

Каждая семья празднует приход весны по-своему, передает корреспондент @Pavlodarnews.kz.

У каждой семьи есть свои традиции, есть свои особенности празднования весенного праздника. К примеру, семья Маненбаевых встречает Наурыз в ночь с 21-го на 22-ое марта. Главная хозяйка семьи Амина Бексеитова со снохой Улпан щедро накрывают дастархан, домочадцы одевают праздничные наряды, внуки поют песни и читают стихи наизусть. 

- На следующий день мы дарим друг-другу подарки, ходим в гости к родственникам или они приходят к нам, желаем друг-другу крепкого здоровья и благополучия. Казахи в этот день говорят «Ұлыс оң болсын! Ақ мол болсын!», это примерно означает пусть будет мир и достаток. Я от себя также желаю всем землякам мирного неба, счастья и здоровья в каждый дом, - пожелала Амина Бексеитова.

Для известного футбольного тренера Сергея Якушина Наурыз – это тоже прежде всего семейный праздник. Специалист поделился своими семейными традициями празднования.

- Для нашей семьи Наурыз – это праздник прихода весны, наступления теплого времени года, расцветом природы, - делится Сергей Якушин. – Раньше у нас была традиция готовить шашлыки на Наурыз, а сейчас мы готовим бешбармак: покупаем хорошее мясо, обязательно казы. Принимаем родных дома, сами ходим в гости – поздравляем друг-друга. Любим ходить на площадь, веселится вместе с остальными павлодарцами. Лично для меня Наурыз – это день мощной космической энергии равноденствия, всегда ожидаю в этот день созидательной, позитивной энергии.  

В бытность карьеры профессионального футболиста Сергей Якушин поиграл за различные клубы, базирующихся в различных регионах страны. Благодаря этому футболист видел разные традиций празднования Наурыза.

- Помню, когда я играл за за атакентский «Мактаарал» на юге там много готовили Наурыз-коже, очень любил. Я отыграл за эту команду два сезона, очень теплые воспоминания. В Алмате когда играл там также повсеместно готовили Наурыз-коже, на Старой площади всегда доносилась песня группы «Уркер» - «Наурыз». Я с тех пор ее люблю – теплая, добрая песня, - вспоминает специалист.

Тесто для праздничного бешбармака сама катает павлодарка Ольга Путинцева. Приготовление мяса – уже дело сильного пола, муж к этому уже никого не подпускает, говорит она. 

- Мясо как положено томиться несколько часов, потом остывает, и муж красиво нарезает. К сожалению, баурсаки не умею печь, но в нашей семье их очень любят. Стали угощать друзей бешбармаков, а теперь многие тоже начали готовить его сами. На сам праздник собираемся, в основном, с друзьями: ходим на набережную, в Горсад, смотрим концерты, пробуем угощения. Потом идем домой, дружно садимся за стол. Утром обязательно еще поздравляем близких и друзей с праздником, - поделилась Ольга Путинцева.

Примечательно, что Навруз сочетает в себе не только зороастрийские и языческие элементы, у него немало общего с главным христианским праздником – Пасхой. 

Во-первых, время празднования. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Весеннее полнолуние – первое полнолуние, наступившее не ранее дня весеннего равноденствия. Как и в православной, и в католической, и даже в протестантской традиции, в сознании миллионов людей пасха твердо ассоциируется с приходом весны.

Еще одно сходство – в традициях. К примеру, как уже выше говорилось, у некоторых тюркских и иранских народов в Навруз принято красить вареные яйца. Яйцо издревле считается символом зарождения новой жизни. Также и на Пасху, и на Навруз принято делать генеральную уборку. 

В 1926 году в СССР советским людям были запрещены оба праздника: и Наурыз, и Пасха. Большевики были настроены против этих праздников и брали на карандаш тех, кто отмечал. Этих людей затем подвергали гонениям. В 1967 году, после почти 40-летнего перерыва, в Кремле неожиданно разрешили отмечать Наурыз: сначала в Азербайджане и Узбекистане. Историки решение связывают с политикой СССР на Ближнем Востоке, в особенности по отношению к Ирану. Возрождение празднования Наурыза в Казахстане датируется 1988 годом, когда весенний праздник впервые всенародно отметили в Алма-Ате. 

Стоит отметить, что 30 сентября 2009 года Новруз ЮНЕСКО включило в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Навруз.

Фото из личного архива героев публикации