Дождь и рёв в ночи: павлодарец в одиночку совершил велопутешествие на Алтай

Дождь и рёв в ночи: павлодарец в одиночку совершил велопутешествие на Алтай
Иллюстрация Ольги Бугаевой

Всё началось в далёком прошлом, когда папа купил сыну первый велосипед, передаёт корреспондент @Pavlodarnews.kz.

Владислав Ходько начал интересоваться велосипедами десять лет назад. Нашёл единомышленников, и всё буквально «поехало». Тогда у него был не самый быстрый байк, и дистанции 50-80 километров давались с трудом. Переломный момент наступил, когда он решил сменить своего стального друга на более надёжного и мощного.

– На том велосипеде увязался в поездку с группой на 100 километров по маршруту Павлодар – Аксу – Павлодар. Было очень тяжело, но очень интересно. Тогда я твёрдо решил приобрести байк получше, чтобы кататься более комфортно, и я его купил, – вспоминает Владислав.

После того как с группой объездил Павлодарскую область, он задумался о более дальних маршрутах. Три года назад отправился из Павлодара в Баянаул и обратно – 500 километров. В поездке его сопровождал лишь один человек. Тогда он понял, что такие путешествия ему по душе, и захотел преодолеть тысячу километров, но уже не по однообразным степным дорогам, а среди лесов и сменяющихся пейзажей. 

– Маршрут, который соответствовал всем моим требованиям, – это круг из Павлодара в Барнаул, потом в Камень-на-Оби, и через Успенку обратно в Павлодар. Меня поддержали лишь единицы, а составить компанию никто не хотел либо не мог. Такие поездки занимают две недели, поэтому собрать людей для групповых путешествий очень сложно. Так я открыл для себя одиночные велопутешествия, – признаётся павлодарец.

Но самый значимый путь ждал его впереди – поездка на Алтай. Попав туда однажды, невозможно не влюбиться. Это место идеально подходило под требования Владислава. Чтобы убедиться в правильности выбора, он даже съездил на разведку. 

– Природа там разная: от горных массивов с развитой инфраструктурой до глухой тайги с непроходимыми болотами. Места мне очень понравились, и я начал разрабатывать план и велосипедный маршрут. А покататься там определённо есть где! Я проложил маршрут через два перевала и поехал на испытание себя и моего стального друга. Эта поездка была ради изменения сознания и духовного роста, так как Алтай – это ещё и энергетически сильное место, – рассказал путешественник.

Чтобы влюбиться в Алтай, пришлось преодолеть тысячу километров. Но, как показала практика, это было не самое сложное.

– Велосипедный маршрут составил 250 километров, но сложность не в расстоянии, а в наборе высоты. Вершина на Ороктойском перевале находится на высоте 1600 метров. Подъём каменистый, плюс глина. В дождь всё это скользит и сильно усложняет движение. Спуск более пологий, но грунт с глиной дают о себе знать, особенно после дождя. На 30 километров Семинского перевала приходится 800 метров набора. Вершина – на высоте 1717 метров. Дорога полностью асфальтирована и очень гладкая. Цели пройти маршрут быстро не было, поэтому я затратил девять дней, – делится подробностями Владислав.

Чтобы впечатления от Алтая остались яркими, а затраты минимальными, павлодарец продумал всё до мелочей. Пятизвёздочных отелей не было – только палатка и одежда на все случаи жизни.

– Большую часть еды вёз с собой, поэтому денежные затраты минимальны. Всё зависит от аппетита и рациона. У меня на еду ушло около 2000 рублей (около 13 тысяч тенге), пару раз останавливался в гостинице, чтобы отдохнуть и принять душ – это ещё 6000 рублей за все дни (около 40 тысяч тенге), – уточнил парень.

Ещё одно испытание на Ороктойском перевале подарила погода. Ясное небо внезапно сменилось тучами. 

– Почти у вершины я всё же попал под дождь, которого и быть не должно. Даже местные жители подтвердили, что дождь хлынул внезапно, но я в него попал. Подъём с гружёным велосипедом занял девять часов без обеда, но с передышками. В такой уклон отдыхать приходилось каждые 100-200 метров. Когда пошёл дождь, я находился в точке невозврата – два километра от вершины с набором высоты 400 метров. Тащиться вверх тяжело и скользко, спускаться вниз тоже опасно из-за уклона и скользких камней. Решил разгрузить велосипед и нести его без сумок, затем спускаться за сумками и поднимать их отдельно. Движение пошло, и время тоже. В шесть часов вечера я был на вершине: весь мокрый и в грязи, несмотря на наличие дождевика, – говорит Владислав.

Перекусить удалось только вечером. А впереди ждал крутой спуск, осложнённый глиной, которая застревала в крыльях велосипеда и мешала движению. И тут подвела камера, но путник справился.

– В темноте под светом фонарика пришлось менять камеру. Снова снимаю сумки, разбираю колесо, отмываю его от глины в ручье и начинаю замену. Через какое-то время глиной выдавило крыло. Пришлось снова доставать инструменты, откручивать крепления и привязывать крыло к сумкам. Починю позже – сейчас это не главное. Иду ночью по лесу один с гружёным велосипедом, и вдруг слышу рёв. То ли медведь, то ли марал. Начал шуметь, греметь, отпугивать, кто бы это ни был. Сработало, – рассказал велопутешественник.

К утру он всё же спустился, весь в глине, на Чуйский тракт. В туристический сезон заселиться без брони непросто, но это павлодарца не остановило.

– Тут уже появилась связь, и я обзвонил все гостиницы вокруг. На цену сильно не смотрел, потому что в таких ситуациях это теряет важность – лишь бы задача решилась. В 12 километрах от места, где я спустился, был свободный номер за 3000 рублей в сутки (около 20 тысяч тенге). Осталось туда доехать и заселиться. На рассвете я заселился и начал отстирывать все вещи, пока глина не засохла, и пока в сумке мокрые вещи не протухли. Три часа на водные процедуры, и в восемь утра я лёг спать, – вспоминает собеседник.  

Позже грунт в пути сменился асфальтом, и приключения закончились. Осталась одна задача – отмыть велосипед от глины в речке.

– Оставшиеся дни я ехал по асфальту без приключений. Проезжал по 30-50 километров в день и много отдыхал. Впечатлил спуск с Семинского перевала, там я развил хорошую скорость на гружёном велике. Ещё через несколько дней я доехал до финиша, снова переночевал в гостинице, загрузил машину и домой, – продолжает Владислав.

Он заранее продумал рацион: еда должна была придавать силы и сохраняться долго. Но не забывал и побаловать себя пирожками и йогуртами из придорожных кафе. 

– Готовил крупы с консервами, пил чай с кексами. Сумки не взвешивал. По ощущениям, обе сумки, кухня и спальня вместе весили около 30 килограммов. Баклажку объемом пять литров я перестал заполнять полностью, потому что возить тяжело, и почти везде есть родники, там и набирал воду. Когда еда кончалась, покупал перекусы в магазине, – делится он деталями.

После каждого маршрута Владислав задаёт себе один и тот же вопрос: «Съезжу ли я снова?». И неизменно отвечает: «Почему бы и нет!». Возможно, в следующий раз он узнает, чей рёв раздался в ночи на Алтае. 

Напомним, ещё один павлодарец Андрей Шилюжко вместе со своим двухколёсным спутником активно путешествует по родной области и соседним регионам. Не так давно о открыл для себя розовое озеро Таволжан. А Томми Талбикке и Джейкоб Волл – велотуристы из Мюнхена – уже преодолели маршрут через Павлодарскую область и Новосибирск, а затем путешествие по Монголии. Их цель – Китай, и в планах пройти 13 тысяч километров.  За 111 дней они преодолели более 12 тысяч километров, собрав в ходе своего путешествия 14 500 евро в поддержку людей, борющихся с онкологическими заболеваниями.

Фото из личного архива Владислава Ходько